Эротическая покорность одного кадра: интервью с фотографом Русланом Лобановым Эротическая покорность одного кадра: интервью с фотографом Русланом Лобановым
Интервью

Эротическая покорность одного кадра: интервью с фотографом Русланом Лобановым

Таня Турликьян 30 сентября, 2015, 12:00
 0

Эротическая фотография в стиле ню. Просьба всем тем, у кого эта фраза вызвала обильное слюноотделение или нервный пуританских тик, не осквернять следующее интервью своим присутствием. Снимки известного украинского фотографа Руслана Лобанова не имеют ничего общего с пошлостью, навязчивой сексуальностью или порнографией. Его работы иначе как эротическим фотоискусством не назовешь. Для рождения очередной глубокой истории в одном кадре ему может понадобиться месяц, а постановка и сьемка одного фото занимает около 20 минут. И все для того, чтобы на свет появился фотошедевр, где молчаливая героиня одним только взглядом рассказывает историю всей своей жизни. О тонкой грани эротики и порнографии, о женской покорности и характере, о начале карьерного пути и планах на будущее и, конечно же, о фотографии в сегодняшнем интервью с Русланом Лобановым.



Для начала расскажите о выставке ваших фоторабот Nudes in the city, которой можно будет насладиться уже со 2 октября.

Предстоящая выставка – это своеобразное подведение итогов за большой период времени работы. Ведь фотопроект Nudes in the city сам по себе долгоиграющий. ему уже 9 лет. Поэтому выставка для меня, словно рождение ребенка. К тому же, она еще и первая в Украине за последние 10 лет. На выставке будет порядка 40 работ - больших напечатанных фотографий размером 1х1 и 1,3х1 метра.

По фотографиям можно будет проследить ваш творческий путь за последние 9 лет?

Конечно, за столь длительное время само по себе отношение к проекту менялось. Изначально это были «зарисовки» в пределах постсоветского пространства Украины, затем география проекта расширялась, а вместе с этим менялось и определенное виденье работы. Я не могу сказать, что от предстоящей выставки следует ожидать какой-то документалистики. Это симбиоз: на одной фотографии будет важна её история, на другой – сюжет, на следующей – город... Nudes in the city – это, в первую очередь, история о женщине и городе.

Фотография сейчас стала чем-то легкодоступным. В том смысле, что даже ваши фотоработы можно просмотреть на сайте-портфолио. Поэтому у многих может возникнуть вопрос, зачем в наше мультимедийное время организовывать специальные фотовыставки?

Фотографии в интернете это отлично, фотографии в моей книге, которая уже выходит из печати, еще лучше. Однако я считаю, что любой снимок нужно смотреть исключительно в напечатанном виде. Ведь согласитесь, вы получаете совершенно другой уникальный контакт с фотографией, когда она, словно живая, находится перед вами да еще и в достаточно большом формате. К тому же около половины снимков, которые будут представлены на выставке, нельзя встретить в интернете.

Это будет ваша первая выставка в Украине за последние 10 лет. Почему решили представить свои работы именно сейчас?

Во-первых, для организации подобного мероприятия нужен какой-то повод. Сейчас он есть и более чем весомый – выход моей книги-альбома. Это целостный продукт и достойное подведение итога многолетней работы. Можно долгие годы быть творцом, сделать очень много снимков, но при этом все они так и останутся «винегретом» из фотографий. Еще один важный момент для проведения выставки – правильное стечение обстоятельств: есть результат работы, хорошее место, чтобы его представить, все в лучшем качестве и желаемом формате.

Конечно же, это не первая для вас выставка.

Последняя проходила в Бельгии. Ее организатором выступила одна галерея, с которой я работаю. Выставка в Бельгии была чуть масштабнее, хоть на ней было представлено 28 снимков. Зато с точки зрения количества работ, Nudes in the city в Киеве будет интереснее. К тому же, это выставка в поддержку моей новой книги.

Кстати, о книге. Наверняка, как и в случае с выставкой, это не первый ваш подобный проект? :)

В прошлом году вышел сборник моих работ. Это была лимитированная серия исключительно для коллекционеров, всего 50 копий. Книга Nudes in the city – уже большой тираж, более массовый продукт. Приобрести свой экземпляр можно будет во время одноименной выставки, которая стартует со 2 октября.

Где чаще вас можно встретить за работой: в Киеве или все же за рубежом?

Точно и сказать не могу. Все зависит от фотографии, над которой я работаю в конкретный момент. Иногда для своего проекта я подбираю конкретную локацию, которая может находиться не в Украине. Иногда я снимаю короткие истории без времени и места. Это фотографии без границ, их можно отснять в Киеве, Львове или любом другом городе. К примеру, последние снимки, которые я сделал на арт-заводе «Платформа» - это фотографии без времени и конкретного места. Я хотел, чтобы на выставке было несколько работ, которые свяжут место и сам повод мероприятия.

По вашим наблюдениям, западная аудитория больше ценит и понимает искусство ню фотографий?

Думаю, если рассматривать Западную Европу, то люди более приемлемо относятся к обнаженному телу. Там и арт-рынок, и культура посещения разнообразных выставок сложилась намного раньше, чем у нас. Если же брать интерес публики к обнаженной фотографии, то он высок как у них, так и нас.

А если говорить о коммерческом успехе вашего искусства?

К сожалению, пока что в Украине как такового арт-рынка нет, есть только отдельные покупатели. Поэтому коммерческий успех приходит именно в Европе.

Сейчас вас по праву можно назвать одним из наиболее успешных украинских фотографов. Как вы пришли к фотографии или как фотография пришла в вашу жизнь?

Серьезно я занялся фотографией около 10 лет назад, если не говорить о первой камере еще в школьные годы. Начинал я с портретов. А уже потом стал делать снимки в стиле ню. По сути, обнаженное тело интересовало меня всегда. Дело в том, что работа моей старшей сестры связана с одеждой. Поэтому меня с ранних лет окружали ткани и разнообразные модные журналы, где я и увидел первые обнаженные фото. Конечно, это не была та «обнаженка», которую сейчас повсеместно можно встретить практически в любом глянце. Все было с цензурой, но все равно очень красиво.

Давайте все же начнем с первой школьной камеры :)

Это была самая обычная «мыльница», на которую я самостоятельно поднакопил денег. Затем тётя отдала мне фотоаппарат «Зенит». Примерно в то же время родители увидели, что фотография меня действительно интересует, и они подарили первый фотоувеличитель. Это было самое начало 90-х.

В студенческие годы я занимался в фотокружке, где нас обучали проявке, печати и другим техническим моментам работы с фотографией. Но все равно этот период был интересен и важен. Ведь именно тогда я получил первые уроки терпения и понимание того, что исключительно виденья и хорошего вкуса не достаточно, чтобы стать профессиональным фотографом.

Будучи студентом, я также два года провел в театральном кружке, где пришло понимание того, что две минуты на сцене – это полгода работы и длительной подготовки. Но и этот период был очень важен. Сейчас я преимущественно работаю с постановочной фотографией. Для одного снимка продумываю и создаю целую историю.

К слову, а сколько времени у вас может занять сьемка одного кадра?

Сам процесс сьёмок это 15-20 минут. А подготовка может занять и месяц.

А каким было ваше первое место работы?

После института я работа в рекламе, увлекаясь в свободное время фотографией. Интересно, что именно рекламный бизнес дал мне понимание того, что мое увлечение должно быть продуктом, а не просто «тратой» выходных.

Как же решились уйти со стабильной работы и превратить свое хобби в коммерческий продукт?

Решение пришло довольно просто. Меня перевели на ступеньку выше, забрав вместе с этим один выходной. А вместе с выходным забрали и возможность совершать какие-то минипоездки, во время которых я мог фотографировать. Поэтому нужно было выбирать. Приблизительно в это же время я завершил работу над первым фотопроектом. Это был коммерческий заказ на календарь, за который мне заплатили авансом. В общем, решение уйти с работы не заставило себя ждать. Я ушел в отпуск на две недели и пока работал над календарем понял – это именно то, чем я хочу заниматься. Затем уволился с работы и ушел на «вольные хлеба». Так и начался Руслан Лобанов :)

1/8
2/8
3/8
4/8
5/8
6/8
7/8
8/8

Благодаря чему, по вашим наблюдениям, вы смогли добиться популярности и уважения в своей сфере? Многие хотят стать фотографами, но далеко не всем это удается.

Я практически все свободное время тратил на творчество. И со временем удалось сделать так, чтобы то, что я делаю, и стало моей основной работой.

А вот как вы смогли свою деятельность «на рельсы поставить», чтобы это было и прибыльно, и интересно?

Никакой гарантии того, что это будет прибыльно, нет. Это не хлеб или колбаса, а интеллектуальный продукт. Поэтому точной гарантии и определенной механики не существует. Зато есть некоторые пункты, на которые следует обратить особое внимание. Нужно выработать свой фирменный стиль и направление, в котором работаешь. Также, думаю, более правильно не снимать ту работу, которая совсем не стыкуется с твоим стилем. Если вы вложили много средств в создание своего имени, то было бы неправильно прогибаться под пожелания клиента. Очень многих хороших авторов это погубило.

Но вы работаете с брендами и коммерческими заказами?

Чаще либо в рамках рекламных кампаний, либо это имиджевые серии, где важна идея и сюжет, а не просто картинка. Потому что для просто картинки есть масса других фотографов. Меня же интересует цельная история.

Какая стоимость ваших работ?

На рынке это приблизительно 1,500 евро за печать. Однако все зависит о того, какая это копия.

В основном вы делаете черно-белые фото.

На самом деле мне интересна как черно-белая, так и цветная фотография. Например, к концу этого года выйдет цветной календарь на 2016 год. Более того, я планирую выпустить еще одну книгу, которая будет в цвете.

0

Насколько легко найти моделей для таких проектов? Соглашаются, наверное, многие, но не все подходят по внешности?

Если вы не особо концентрируетесь на герое и для вас важна в первую очередь декорация, то найти модель проблем не составит. Здесь решающую роль играют внешние данные. Для меня очень важен сам персонаж, который кроме внешности должен иметь свой особенный характер. А это уже как сьемки фильма, когда актера на главную роль можно искать год. Более того, настроение и желание самой модели также должны совпадать с вашими ожиданиями.

Могу ошибаться, но многие модели похожи друг на друга. Брюнетки или шатенки, голубоглазые, стройные, конечно же, с аристократической внешностью… Это ваш идеал?

Действительно, мне больше симпатизируют темноволосые модели. Возможно, просто чаще встречаются именно брюнетки и шатенки с тонкой аристократической внешностью.

1

Как в своих работах вам удается не пересечь грань между эстетически красивым ню и откровенной порнографией? Не каждый фотограф, который возьмется снимать обнаженное фото, сможет сделать это интеллигентно.

Все зависит от того, с какой историей автор подходит к съёмке. Именно поэтому я в первую очередь ищу лица, а не тело. Гораздо интереснее, когда у вас в кадре настоящая актриса с характером, от одного взгляда которой все рождаются или умирают. При этом наблюдать за моделью с идеальным телом, но лицом куклы, как-то совсем не интересно.

На ваших фото женщины проявляют как покорность, так и некую воинственную гордость. Какой, по вашему мнению, должна быть женщина?

Думаю, что даже покорная в кадре женщина все равно смотрится с достоинством. На моих снимках нет ни одной женщины, которая была бы бесхарактерной. Даже если она говорит «Да» - это уже характер. Ведь она так говорит, потому что именно она так решила.

2

Над какими проектами работаете сейчас?

Это новая цветная книга «Не та дверь» (The wrong door). Предисловие к альбому написал польский писатель Януш Леон Вишневский (ред. – автор популярного романа «Одиночество в сети»). У него оказался очень интересный авторский взгляд на альбом. Также работаю над цветным календарем 2016 года. Он будет называться «Не черно-белое кино» (Not black and white cinema). В октябре будем снимать видеоролик к выходу этого календаря.

Поделитесь напоследок своими ожиданиями от предстоящего мероприятия. Почему следует прийти на вашу выставку?

Если у человека есть возможность пойти и послушать вживую концерт, нужно идти. Если есть возможность послушать поэта, нужно идти. И если есть возможность посмотреть напечатанные фотографии в большом формате, то ею нужно воспользоваться. Это намного интереснее, чем рассматривать фотографии в интернете. Фотографию только так и нужно смотреть.