«Утомленные солнцем: Предстояние» - приключения Михалковых на войне
Никиту Михалкова в прессе не ругал только ленивый, говорят, он даже собирался судиться с особо язвительными российскими блоггерами за оскорбление чести и достоинства. Посмотрев продолжение Утомленных солнцем, понимаешь, почему среди зрителей поднялась такая буча. Не будем голословными и пройдемся по пунктам.
Сразу стоит сказать – с первой частью фильма новая лента Михалкова не имеет ничего общего, кроме, пожалуй, имен главных героев. Итак – комдив Котов, которого должны были, по логике событий первой части, давно уже расстрелять, чалится в лагере по 58-й (политической) статье. В последний момент (перед тем, как узники узнали, что началась война) ему по непонятным причинам меняют статью на уголовную – хищение в особо крупных. Это лишь первое «чудесное» спасение комдива – а дальше все чудесатее и чудесатее. Тем временем Митя Арсентьев женился (!) на «вдове» Котова Марусе (которую играет Виктория Толстоганова, изо всех сил пытаясь изобразить Ингеборгу Дапкунайте). Надя же, любимая дочь репрессированного Котова, - пионерка и пионервожатая, никак не хочет отказаться от своей настоящей фамилии и отца, хотя официально она – Арсентьева. Вот такое вот неправдоподобное продолжение, да Бог с ним, это все-таки кинематограф.
Котов и его дочь, ничего не зная о судьбе друг друга, попадают в мясорубку войны. Наверное, именно война является главной героиней ленты. Разрозненные эпизоды (вот чудом спасшаяся Надя плывет на мине, следующий кадр – заснеженное лицо ее отца в окопе), непоследовательность, рваность – все это не дает влюбиться в героев, пожить с ними.
Чтобы показать все ужасы войны, необязательно брызгать зрителю в лицо кровью и кишками, показывать оторванные ноги и обожженные лица. Михалкову, наверное, не давали покоя лавры фильма Спасти рядового Райана. Да и видели мы кучи мяса и у ближайшего конкурента Михалкова – Федора Бондарчука в его 9-й роте. При просмотре фильма Утомленные солнцем: Предстояние мясца зрителю предлагается немало. Но вот парадокс – боец с оторванной нижней частью тела, равно как и пульсирующие кишки командира, не впечатляют. Ощущается даже какой-то дискомфорт: думаешь, неужели мы уже настолько циничны и черствы, что человеческими страданиями во весь экран нас уже не проймешь?.. Но ведь мы же обливаемся слезами, читая «На западном фронте без перемен» Ремарка (пусть о другой, не об этой войне) и рыдаем, в 100-й раз пересматривая гениальный фильм В бой идут одни старики!
Негоже критиковать великого режиссера Михалкова, но, может, иногда стоит вспоминать о тех несложных приемах (линейность сюжета, благодаря которой зритель сопереживает героям в развитии событий, к примеру), с помощью которых можно вызвать хотя бы элементарное сочувствие и выбить скупую слезу?..
Актерский состав в продолжении Утомленных солнцем просто поразительный. Но это скорее раздражает, чем радует: Гафт в 30-секундном эпизоде, Гармаш, две минуты участвующий в фильме, Алексей Петренко в крошечном же эпизоде. А также Адабашьян, Золотухин, Смольянинов, Маковецкий, Панин, Шукшина и еще многие гении современного кинематографа, которым играть здесь было просто нечего. Ладно, согласимся с тем, что хорошо сыграть крохотную роль гораздо сложнее, чем главную. Порадовала более-менее «большая» роль прекрасного актера Евгения Миронова – он сыграл командира штрафбата, в рядах которого воевал Котов.
Не особо убедительно на таком фоне выглядит Надежда Михалкова – кривляние ртом и наморщенный лобик едва ли передают эмоции, которые должна испытывать пионерка, оставшаяся без семьи, чудом выжившая в бомбежке и познавшая все ужасы войны.
Говорят, российские ветераны плевались, посмотрев фильм Михалкова. «Великое кино о великой войне» - таким скромным слоганом представлен фильм на афишах. Но, опять же, возникает множество вопросов о достоверности событий, показанных в фильме. Один из главных – в каком регионе все это происходит? Почему на третий день войны бомбят лагерь заключенных и по какому морю эвакуируют раненых? Как могло случиться, что Котова не расстреляли, а его жена не только выжила, а еще и стала супругой Арсентьева (ведь зрители помнят, что и Маруся, и Надя сгинули как родственники врага народа)? Режут глаз и ухо и такие «мелочи», как мусульманский мулла в окопе, совершающий намаз, и эвакуация партархивов и бюстов Сталина. Апофеозом абсурдности стал эпизод, в котором немецкий летчик, высунув задницу из самолета, намеревается «бомбить» какашками корабль с ранеными. Такое могла изобрести лишь больная фантазия… Шайзе, швайн – что обидно, убитых и распотрошенных немцев в фильме практически нет. В то время как «отечественного» мяса – хоть отбавляй.
Что ж, третья часть ленты выйдет на экраны уже скоро. Хочется верить, что в ней будет хоть что-нибудь «человеческое». Как скептически заметил один из зрителей в кинозале, «наверное, в третьей части Котов пройдет Афган».