41-й кинофестиваль «Молодость»: как это было
41-я «Молодость» официально закрылась в субботу. Были пересмотрены около 200 фильмов, посещены десятки мастер-классов, получена масса впечатлений. Фильмом-закрытием стала картина Андрея Звягинцева «Елена».
Закрытие фестиваля прошло еще скромнее, нежели открытие. Церемония проходила в кинотеатре «Киев».
Гран-при фестиваля – статуэтку «Скифского оленя» ‑ и награду в 80 000 гривен за лучший фильм конкурсной программы получила австрийская картина Карла Марковича «Дыхание». Многие выделяли эту работу как одну из самых сильных. Международная ассоциация кинокритиков тоже отметила ее лучшей.
Фильм рассказывает о 19-летнем парне, который пребывает в колонии для несовершеннолетних за неумышленное убийство. У него появляется возможность досрочно освободиться. Коглер, так зовут мальчика, идет работать в похоронное бюро, где с глазу на глаз сталкивается со смертью. В это же время он начинает общаться со своей матерью, отдавшей его в приют. Выясняется, что фобия главного героя, связанная со страхом задохнуться, была последствием маминого поступка, после чего она решила отдать сына в детдом. В итоге, работа, где смерть повсюду, помогает мальчику найти силы двигаться дальше и жить нормальной жизнью. Честно говоря, фильм достаточно нестандартный и весьма странный, но очень хорошо снят.
Испано-аргентинская картина Пабло Джорджелли «Акации» получила приз за лучший полнометражный игровой фильм.
А поощрительного приза жюри удостоилась польская картина Яна Комаса «Комната самоубийц» о несчастном мальчике, который, закрывшись в своей комнате, начинает проводить все время в интернете, где знакомится с суицидальной девочкой. Она ему и показывает «комнату самоубийц» - некий сайт, где встречаются все, кому надоело жить.
Победителем короткометражных фильмов стала испанская киноработа Виктора Каррея «Бегство», среди студенческих картин лучшими признали аргентинский фильм Игнасио Чанетона «Коралл» и польский Куба Чекая «Веревка и кровь».
Единственный украинский студенческий фильм в конкурсной программе «Фактор Феллини» Мирославы Хорошун получил особую награду от Жюри международной кинопрессы FICC за интересный подход к проблеме творческой личности. Приз зрительских симпатий отдан французской короткометражке Томаса Кайе «Париж-Шанхай».
Но, помимо фильмов конкурсной программы, фестиваль был полон других не менее интересных событий, о которых хочется поделиться.
Скандинавская панорама
Многие при вопросе о понравившемся фильме фестиваля называли те, что вошли именно в эту программу. Да и залы во время их показов всегда были забиты. Наверное одним из самых саркастических и неординарных был исландский фильм «Гнарр».
Это почти документальная лента, повествующая о выборной кампании в Рейкьявике. Создатель новой исландской «Самой лучшей партии» комик Йоун Гнарр решил путем абсурдных предложений, юмора и несерьезности выиграть выборы. События происходят после экономического кризиса 2008 года. Обещая людям постройку Диснейленда, увеличение числа белых медведей в зоопарке, «Самая лучшая партия» набирает все больше сторонников. Фильм комедийный и дает возможность посмотреть на политику другими глазами. Чего только стоят сюжетные вставки с рекламным роликом нового сингла «Без сожалений» (No regrets) Гитлера.
Необычная история любви показана в финском фильме Оскара Сипола «Август»;
о жизненных перипетиях нескольких людей повествует датская картина Бйорна Рунге «Счастливый конец»;
темы народных верований исландцев, хиромантии и эльфов затронуты в «Стране вечного лета» Гримура Хуканарсона.
Мастер-классы
Встретиться с режиссерами, актерами и поговорить с ними в неформальной обстановке можно было ежедневно, на протяжении всей недели фестиваля «Молодость». Участники «Мастерской талантов» имели возможность пообщаться с режиссерами Ежи Гофманом, Игорем Волошиным, Алексеем Германом-младшим, Пиа Штриманн (Германия, участница конкурсной программы с фильмом «Считанные дни»), Сергеем Лобаном. А также с исландскими режиссерами, участниками конкурсной программы: Рунаром Рунарссоном («Быдло»), Гаукуром Улфарссоном («Гнарр»), Гримуром Хуканарсоном («Страна вечного лета»), актерами Алексеем Горбуновым и Александром Башировым, сценаристом Ираклием Квирикадзе.
Нам посчастливилось присутствовать на мастер-классе Александра Баширова, который рассказывал обо всем, о жизни и, покуривая сигарету за сигаретой, пытался дать ответ на основной вопрос лекции «Успешный дебют в кино». Он призывал всех оставаться в жизни самим собой, поскольку только так мы будем свободными, веселыми, бессмертными. «Реальность очень красива и очень смешна», - подытожил Баширов.
Маня. История работницы табачной фабрики
Маня – главная героиня одноименного немецкого фильма, снятого в 1918 году, ее сыграла знаменитая актриса польского происхождения Пола Негри. Фильм «Маня. История работницы табачной фабрики» отреставрировали и оцифровали в Национальном польском киноархиве. Это немое кино, и премьера «Мани» состоялась 8 ноября 1917 года в Берлине. Для новой версии картины композитором Ежи Максимюком специально была написана музыка. Невероятно красивый фильм в сопровождении потрясающей игры Вроцлавского камерного оркестра «Леопольдиниум» подарил массу приятных впечатлений, в зале ощущалась некая магия того далекого времени. Сюжет замешен на истории любви Мани и композитора Ганса. В фильме присутствуют комедийные эпизоды, но сама картина драматична.
Отреставрированную версию «Мани» уже показали в Варшаве, Париже, Мадриде, Лондоне. После «Молодости» ее увидят и жители Берлина.
Перформанс «Портреты»
Сочетание немого кино и музыки стало ключевой темой еще одного проекта. Творческая группа CUBE организовала концерт, где вместе с демонстрацией классики немого кино ХХ века сыграла импровизационный джаз-концерт.
У проекті об’єднана сучасна джазова імпровізаційна музика та сучасний вид відеоарту віджеїнг. Основною темою є кінематограф початку ХХ століття, французький і наш (українсько-російсько-радянський). Але це не «таперство» і не візуалізація музики, а саме інтерактивна імпровізація, де музиканти реагують на відео, а віджеї взаємодіють із джазом, використовуючи образи кінематографу та переносячи музикантів на екран за допомогою живої камери. Це повна свобода і непередбачуване обмеження, спроба створити єдине тло мультимедійного та інтерактивного твору
Fast Film Festival
Проходит уже во второй раз. Всем желающим дается один день на съемки фильма. Тема задана. В нынешнем году звучала она так: «Страсть побеждает разум». Снимать можно на любые носители. Всего собралась 31 команда. Ночью в субботу можно было сразу же посмотреть все отснятое. Кто-то раскрыл тему с помощью кофейной страсти, кто-то взял на вооружение страсть к никотину, числам, клептомании. Такие видео действительно интересно было посмотреть. Одним из членов жюри был галерист Евгений Карась.
«Елена» Андрея Звягинцева
Этот фильм закрывал фестиваль. В нем рассказывается о супружеской паре преклонного возраста. Муж богат и часто бывает суров к своей супруге. С Еленой они познакомились 10 лет назад в больнице, она была его медсестрой, но и сейчас, на протяжении долгих лет брака, продолжает быть в роли его сиделки. Елена обеспечивает деньгами своего сына и его семью: они не в состоянии что-либо предпринять самостоятельно и считают, что богатый муж обязан платить. Семье нужны деньги для того, чтобы старшего сына откосить от армии. Такая ситуация явно должна перерасти в какой-то взрыв, который ничем хорошим не закончится. Музыка Филиппа Гласса держит в напряжении и в ожидании чего-то зловещего и апокалипсического. «Елена» как будто бы ставит диагноз нравственному состоянию общества.
Одним из основных героев фильма выступает телевизор. Во многих эпизодах герои смотрят всем известные передачи, ограниченные в смысловом и эстетическом плане. Но в картине нет оценочных суждений. Сам Андрей Звягинцев на пресс-конференции как раз это и выделил, сказав, что ему нравится, что «фильм без морализаторства, без приговора, без разграничений «хороший-плохой», что это просто объективное наблюдение, которое выпадает каждому человеку». Один из журналистов, по рассказу Звягинцева, назвал Елену Троянским конем. Общество, которое саморазрушается и деградирует. В фильме веет неким безысходным апокалипсисом, что вот-вот произойдет в нашем мире.
«Елена» еще не демонстрируется в украинских кинотеатрах, но есть возможность посмотреть ее 6 ноября на телеканале «Россия».