Фильм о воспоминаниях израильского солдата шокировал Канны
Выполненная в документальном жанре картина посвящена событиям 25-летней давности - боевым действиям израильской армии в Ливане и резне, устроенной отрядами правого ливанского движения фалангистов в палестинских лагерях для беженцев Сабра и Шатила.
В центре этой очень личной по своему звучанию ленте - сам режиссёр находился во время описываемых в фильме событий на ливанской территории в рядах израильской армии - стоит проблема изменения психики солдата в результате войны.
"Моя задача не состояла в том, чтобы назвать виновных, а в том, чтобы понять, что происходит с нами", - заявил Фольман.
Показ в Канне "Вальса с Баширом" совпал с отмечаемым 60-летним юбилеем создания государства Израиль.
"Это случайность, мы не планировали выход фильма к каким-то праздниками или событиям", - сказал Фольман.
Фильм выстроен в виде бесед, которые Фольман проводит с друзьями-солдатами. Они вспоминают события того времени и восстанавливают картину трагедии. В нём показаны юные израильские призывники, многие из которых были убиты или ранены, а также воспроизведены болезненные сны, мучающие тех, кто выжил, через 20 лет после событий в Ливане.
Единственные документальные кадры в этом анимационном фильме – фотографии трупов погибших палестинцев в Сабре и Шатиле. Режиссёр отмечает, что эти кадры очень важны для него – как доказательство его боли по поводу происшедшей четверть века тому назад трагедии.
Для того, чтобы отойти от традиционного формата документального кино и получить возможность выйти на широкие образные обобщения, Ари Фольман превратил отснятый на видеокамеру киноматериал с реальными людьми в мультипликацию.
"Это дало мне как необходимую свободу творческих исканий, так и возможность совместить факты реальной жизни с мироощущением моих героев", - заявил режиссёр.
Один из неожиданных аспектов фильма – проведение исторических параллелей между Холокостом и трагедией в Ливане. Фольман настаивает, что такое видение событий характерно для большинства граждан Израиля, и подчёркивает: его фильм является очень личным и не имеет отношения к политике.
Но, хотя сам автор обвиняет в происшедшем фалангистов, фильм возлагает большую часть ответственности за трагедию на израильское руководство.
"Солдаты – лишь пешки в той игре, которую проводят политические лидеры", – утверждает своей картиной Фольман.
"Вальс с Баширом", по мнению местной критики, отражает существование в Израиле мощного гуманистического движения, которое открывает перед всем израильским обществом новую перспективу на установления мира в регионе.