Стиль жизни

«Паркоммуна. Место. Сообщество. Явление» в Pinchuk Art Centre: так зарождалось современное украинское искусство

Даша Биленко 30 ноября 2016, 10:30  3994

ЧТО ЭТО?

«Паркоммуна. Место. Сообщество. Явление» – это первый результат общей работы команды Исследовательской платформы. Выставка исследует деятельность художников, которые были связаны со сквотом  «Паркоммуна», а также с ареалом возле тогдашней улицы Парижской коммуны (сегодня – Михайловская), где существовали сквоты и мастерские художников.

Формально термин «Парижская коммуна» обозначает сквот на улице Парижской коммуны, который существовал в Киеве с 1990 по 1994 гг.

НА ЧТО ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ?

На вырезки газетных и журнальных статей о продаже картины «Печаль Клеопатры», авторства Арсен Савадов/ Георгий Сенченко  на парижской ярмарке  FIAC за 15.000 долларов в 1987 году. Приобрел работу Пьер Фернандес Арман, французский художник, основатель «нового реализма». Событие стало значимой точкой в понимании ценности и признании работ украинцев на европейской арене, прорывом нового украинского искусства.

На «красную комнату», где представлены видео и фотографии с тусовок художников «Паркоммуны», дающие понимание об их образе жизни, времяпровождении, практике ухода от реальности. Все фотоработы авторства легендарного фотохудожника Николая Троха.

На все работы авторства Олега Голосия, который был «музой» «Паркоммуны».

КАК ВОСПРИНИМАТЬ?

Как выставку-разоблачение, приоткрытое для зрителя закулисье, возможность «прикоснуться» к арт-кулуарам прошлого.

 

ЗАЧЕМ ИДТИ И СМОТРЕТЬ?

Чтобы понять, «откуда ноги растут» у современного украинского искусства. Ведь многие художники современности, которые на сегодняшний день признаны мэтрами, входили в круги Паркомуны.

Узнать, где была исходная точка современного украинского искусства и навеки исключить из своего словарного обихода фразу «я не понимаю современного искусства».

Место, где быт и искусство сливаются воедино, где царит особая атмосфера и непрерывный творческий дискурс. Тут молодые украинские художники проводят почти всё своё время: работают над картинами, обмениваются идеями, общаются и развлекаются. Тут правит rock’n’roll, а образ жизни художников тяготеет к театральности, ими одолевает желание самим создавать свою жизнь, совершая при этом побег от реальности в пучину искусства... Паркоммуна. Место. Сообщество. Явление.

1. Александр Гнилицкий, АГ (Из жизни футуристов). Холст, масло, 1990
2. Александр Гнилицкий. Чу. 1990. холст, масло

 

«Мы были детьми, у которых была возможность делать всё,
что угодно»

ИЛЬЯ ЧИЧКАН, художник

Сквот на улице Парижской коммуны стал местом творческой концентрации контркультурной тусовки, и понятие «Паркоммуна» со временем стало нарицательным, обозначающим некое сообщество художников, образ мышления и угол мировоззрения.

 

1. Илья Чичкан

«Была ли там какая-то отдельная «концепция жизни»? Не знаю, но было ощущение свободы: границ нет, рамок нет, Союз художников нам не указ, огромное количество выставок – после советской очередности и календарности…, иными словами, в момент проживания это не было «концепцией», но ощущалось как тотальная свобода и полнота жизни. До сих пор у меня какая-то ностальгия по «Паркоммуне»: это было честное время»

АЛЕКСАНДР ДРУГАНОВ, художник

На фоне развала Советского Союза, художники конструировали собственную условную действительность, инструментом создания которой стала живопись. Довольно показательной, со смысловой нагрузкой относительно геополитических изменений в Европе, стала работа Юрия Соломко «Поцелуй украдкой». Художник интерпретирует сюжет одноименной картины французского художника 18 века Жана Оноре Фрагонара, но благодаря карте, послужившей холстом, работа приобретает неоднозначный политический контекст: Запад заигрывает с Востоком, или же – наоборот. Работа была написана на карте случайно. Путешествуя по Крыму, художник хотел купить карту полуострова, но везде продавали только политические карты мира, именно их художник и взял за основу для своих творений. Сегодня такая манера – фирменный и узнаваемый стиль автора, его фишка.

  Юрий Соломко. Поцелуй украдкой, 1991

«На карте есть всё, кроме эмоций и переживаний. Для передачи этого есть картины. Каждая из них – карта чувств. Для меня нет значения, по каким картам рисовать. На первом месте – эстетическая сторона»

ЮРИЙ СОЛОМКО, художник

Важную роль в осознании художниками своей творческой самоидентичности сыграли Седневские пленэры (Седнев – живописный городок в Черниговской области), где раз в год собирались художники. На выставке «Паркоммуна. Место. Сообщество. Явление» отведено отдельное место газетным вырезкам о пленэрах. Вот, что говорит о Седневском пленэре художник Тиберий Сильваши, мэтр абстрактного украинского искусства, который вместе с Александром Соловьёвым, искусствоведом, были организаторами первого пленэра в 1988 г.

«На первом Седневе царила такая невероятная атмосфера дружбы, единения, что по его окончании художники не хотели расставаться, дарили друг другу на память работы. Я до сих пор считаю, что главным результатом первого пленэра было не то, что он собрал вместе группу авторов, и даже не то, что выстроилась некая программа, а то, что художники осмыслили себя как поколение»

ТИБЕРИЙ СИЛЬВАШИ, художник

Искусство, созданное в стенах «Паркоммуны», было пронизано бунтарским духом и посягало на территорию табуированных понятий и определений того времени. «Паркомовцы» культивировали понятия свободы духа и мышления, не ограничивая себя рамками в диалоге с прекрасным. «Паркоммуна»  просуществовала в общей сложности 5 лет, с 1990-1994, став плацдармом для развития украинского современного искусства.

«К середине 90-х уже все развалилось. Просто сквота не стало: помещение забрали, дом поставили на капремонт в 1994-м, и все разбежались»

АЛЕКСАНДР ДРУГАНОВ, художник

Своего рода предвестником исчезновения Паркоммуны стала трагическая смерть одного из её участников, художника Олега Голосия, который был «музой» «паркомовцев». Художник обладал ранимой натурой и был одержим творчеством. Его короткая жизнь сравнима со вспышкой яркой звезды, которая озарила светом живописной экспрессии наследие нового украинского искусства. Сегодня критики называют Голосия последним романтиком живописи, а его работы находятся в частных коллекциях по всему миру.

1. Олег Голосий. Муза (Трип). 1991
2. Олег Голосий. Те, что бегут от грозы, 1989
3. 
 Олег Голосий. В гамаке. 1991

«Жить без почему и зачем, в самозабвенной искренности экспрессии»

АЛЕКСАНДР ДРУГАНОВ, художник

«Паркоммуна»  стала раздвоенной точкой отсчета, с одной стороны (стороны прошлого) она была апогеем, вполне ожидаемым явлением, учитывая тенденции в сфере развития украинского искусства до провозглашения независимости Украины, а с другой (стороны будущего), конечно же, – началом чего-то нового, прекрасного, свободного, многообещающего, того, что сегодня мы называем «Современное украинское искусство».

На выставке в Pinchuk Art Centre представлены художественные произведения, фото, видео и архивные материалы, которые касаются творчества и жизни таких художников, как Александр Гнилицкий, Олег Голосий, Дмитрий Дульфан, Илья Исупов, Дмитрий Кавсан, Александр Ройтбурд, дуэт Савадов/Сенченко, Юрий Соломко, Валерия Трубина, Василий Цаголов, Илья Чичкан и многие другие.

Не пропусти выставку «Паркоммуна. Место. Сообщество. Явление» - ты не имеешь на это морально-эстетического права. Узнай, с чего всё начиналось, чтобы искренне гордиться и восхищаться украинским искусством современности. До 8 января 2017 – в Pinchuk Art Centre.

*В статье использованы выдержки из следующих статей:

1. Интервью художника Тиберия Сильваши для ART UKRAINE от 19.12.2014. Автор: Анастасия Платонова.

2. Интервью художника Юрия Соломко для gazeta.ua от 06.10.2015. Автор: Светлана Корженко.

3. Интервью художника Александра Друганова «Александр Друганов: Парком» для inkyiv.com.ua от 25 марта  2016 г.

    Комментарии