ОСТОРОЖНО, ХРУПКОЕ СОСТОЯНИЕ! Почему нужно идти на новые выставки в PinchukArtCentre ОСТОРОЖНО, ХРУПКОЕ СОСТОЯНИЕ! Почему нужно идти на новые выставки в PinchukArtCentre
Стиль жизни

ОСТОРОЖНО, ХРУПКОЕ СОСТОЯНИЕ! Почему нужно идти на новые выставки в PinchukArtCentre

Даша Биленко 27 июня, 2017, 10:30
 0

Открытие каждой новой выставки в PinchukArtCentre становится масштабным и значимым событием в арт-кругах. Причина этому очевидна – здесь показывают работы мировых звёзд современного искусства. Этот факт превращает арт-центр в место паломничества совершенно разной публики – от любителей, художников, арт-критиков до парламентариев и звёзд шоу-бизнеса. Это хотят увидеть все!

Ян Фабр

Ян Фабр

В июне PinchukArtCentre вновь открыл свои двери, чтобы предложить зрителям сразу четыре новых проекта: международную групповую выставку «Хрупкое состояние», а также три выставки в рамках проекта «Исследовательская платформа»: «Федор Тетяныч. Канон Фрипулья», «Родина в огне», «Versus». Итак, обо всём этом по порядку.

FRAGILE STATE. ХРУПКОЕ СОСТОЯНИЕ

Куратором масштабной международной групповой выставки «Fragile state» с участием 10 ведущих художников мира выступил арт-директор PinchukArtCentre Бйорн Гельдхоф.

Каждая работа выставки, так или иначе, ссылается на деликатный момент уязвимости: одного человека, страны или целого мира. Термин «Fragile state» - это рефлексия о хрупком состоянии мирового порядка, имеет отношение к идеологическим, культурным и социальным уязвимостям. Это понятие можно рассматривать и в сугубо личном смысле: уязвимость тела и разума. Выставка системно блуждает между этими различными определениями понятия «Хрупкое состояние».

Некоторые имена художников - участников выставки уже хорошо известны украинскому зрителю. Произведения Дэмиена Хёрста, Карлоса Моты, Яна Фабра и Ай Вейвея уже радовали наш глаз в стенах того же PinchukArtCentre.

Дэмиен Херст

Дэмиен Херст

Рефлексия о культуре, цивилизации и истории, воплощённая в LEGO-версии работы китайского художника-диссидента Ай Вейвея «Роняя урну Династии Хань», вызывает восторг не только у детей, но и у взрослых: дети хотят просто потрогать, а взрослые удивляются тому факту, что на работе запечатлён сам художник, разбивающий 2000-летнюю церемониальную урну Династии Хань.

Ай Вейвей

Ай Вейвей

По идее, после этого захочется присесть на стул, который находится в зале в работой Ай Вейвея, чтобы осмотреться, но нельзя, потому что это «Стул для призрака: Урс» - работа швейцарского художника-провокатора Урса Фишера.

Урс Фишер

Урс Фишер

Это не единственная его работа на выставке: ещё он поджог сам себя и показал свою «Внутреннюю погоду» - серию ярких зарисовок на бумаге. Работа-автопортрет из восковой свечи «Без названия» изображает художника, сидящего за столом с бутылкой вина, медленно тающего на протяжении выставки.

Особый резонанс уже успела вызвать работа испанца Сантьяго Сьерры «Ветераны войны в углу», которая продолжает серию перформансов, которые он проводил, начиная с 2011 года. Этот перформанс показывает солдата как работника индустрии войны. Впервые в этот раз Сьерра работает не с ветеранами холодных конфликтов, а с теми, кто принимал участие в конфликте на Востоке Украины, который всё ещё продолжается. Работа говорит не только о политическом состоянии, но и о личной уязвимости.

Оскар Мурильо - 31-летний лондонский художник колумбийского происхождения, один из самых ярких молодых живописцев, которого критики сравнивают с Жаном-Мишелем Баскиа. В рамках выставки представил проект "Частоты" - серию из 28 полотен, созданных в сотрудничестве с детьми со всего мира.

Оскар Мурильо

Оскар Мурильо

Пожалуй, самым интригующим и ожидаемым событием в рамках выставки был проект от «королевы перформанса» Марины Абрамович. Все с нетерпением ждали её саму и невероятных выходок в её исполнении, но дождались «Генератор». Так называется работа художницы, в рамках которой она приглашает аудиторию провести опыт над своим телом, своим сознанием и окружающим посетителей пространством, будучи полностью лишёнными всякой возможности видеть или слышать. На входе вас встретит один из фасилитаторов (люди, которые обеспечивают безопасность участников перформанса и следят за соблюдением всех правил, разработанных художницей) и мило расскажет обо всех правилах публичного партисипативного опыта, который вам предстоит получить.

Концептуальной основой проекта стало сосредоточение на центральном понятии творчества Абрамович: «пустоте». Как отметила она сама: «Самое сложное – это делать что-то, близкое к ничему». Ранее проект «Генератор» демонстрировался в нью-йорской галерее Sean Kelly в 2014 году, где его успели увидеть – поучавствовать многие звёзды Голливуда и шоу-бизнеса, с которыми Марина Абрамович водит дружбу. А теперь пришла и твоя очередь прочувствовать собой «Генератор»!

В этот раз исследовательская платформа PinchukArtCentre, цель которой – создание живого архива украинского искусства от начала 1980-х до настоящего времени, представила целых три выставки.

ФЕДОР ТЕТЯНЫЧ. КАНОН ФРИПУЛЬЯ

Признаться, после работ выставки «Fragile state» переключиться будет немного сложно. Ведь уже в первом зале выставки «Федор Тетяныч. Канон Фрипулья» складывается впечатление, что ты попал в музей космонавтики. На стенах висят философские изречения самого художника, а посреди комнаты стоит образец Биотехносферы – универсального модуля для жизни и передвижения человека будущего, созданный кураторами выставки на основании чертежей автора.

Федор Тетяныч был одним из пионеров перформативного жанра в украинском искусстве: он известен своими странными костюмами из мусора и найденных материалов. В выставке в противовес «мусорной эстетике» сделана попытка концептуализировать практику художника, осмыслив и представив его тексты как самодостаточный медиум и неотъемлемую часть его художественной практики.

РОДИНА В ОГНЕ

Выставка «Родина в огне» представляет один из взглядов на историю украинского общества 1990-х годов, рассказанную сквозь призму избранных произведений из коллекции PinchukArtCentre.

На выставке представлены произведения Сергея Браткова, Владимира Кожухаря, Эдуарда Колодия, Николая Маценко, Бориса Михайлова, Георгия Сенченко, Ильи Чичкана и группы «Перцы» (Олег Петренко и Людмила Скрипкина). К участию в выставке также приглашена художественная группа Коллектив конкретных дат. Художникам предлагается через ряд интервенций осмыслить поднятые выставкой темы. Все работы выставки «Родина в огне» объединены соображениями о жизни после Чернобыльской техногенной катастрофы и осознанием жизни первых лет постсоветской Украины.

PAC-UA ПЕРЕОСМЫСЛЕНИЕ: VERSUS

Абсолютно волшебное, но противоречивое пространство молодых украинских художников, студентов московской Школы искусств имени Родченко. Здесь тебя ждёт групповая выставка с участием Юлии Голуб, Зины Исуповой, Алины Клейтман, Александра Кутового, Анны Ротаенко, Дмитрия Старусева. Это невероятное арт-пространство, попадая в которое ты и сам становишься участником исследования, проникаешься единым смыслом, выраженным в разных техниках.

Versus – это внутренний спор, который становится для участников выставки темой для размышлений. Играя с понятием дуализма, они исследуют двусмысленность художника как личности и творца, внутренний спор, грань между этическим и эстетическим.

Кем бы ты ни был, прийти и получить свою порцию арта в PinchukArtCentre – это непременная задача как человека-эстета, критически настроенного члена общества или просто наблюдателя. Да прибудет с тобой сила современного искусства.