Стиль жизни

Facebook-спор: что не так с новым памятником Анне Ахматовой в Киеве

Gloss 31 июля 2017, 12:25  1939

Новый памятник Анне Ахматовой, установленный в Мариинском парке Киева, вызвал бурную реакцию киевлян в соцсетях. В основном, негативную. Автора критиковали, бюст называли уродливым, а выбор объекта - политизированным и неуместным. Защитники памятника тоже были, но без особой аргументации. Gloss.ua попробовал разобраться в теме до конца.

Что за памятник

Памятник установили по инициативе группы киевлян и телеканала "Интер" 23 июня, в честь 128-й годовщины со дня рождения поэтессы. Анна Горенко (псевдоним - Ахматова) родилась 23 июня (11 июня по старому стилю) 1889 года в Одессе. 

Памятник в виде бюста высотой более четырех метров и весом 600 кг - авторства киевского скульптора Александра Стельмашенко. Работа над ним велась около двух лет.

О самом скульпторе известно не так много: он родился в 1958 году в Донецке, окончил Киевский государственный художественный институт. Одним из его педагогов по специальности является Василий Бородай. Именно Бородай был основным скульптором монумента Родина-мать в Киеве, но об этом позже. На сайте Стельмашенко указано, что его работы были представлены на киевских выставках, в Чернигове, а также есть в частных коллекциях в Канаде, Швейцарии, Германии и других странах. Со столичной студией скульптора для комментариев нам связаться не удалось: по номеру телефона никто не отвечал. Мы отослали информационный запрос в пресс-службу телеканала "Интер", но и оттуда ответ за неделю не пришел.

 

Ахматова и Киев

Почему Киев? Анна Ахматова жила здесь больше шести лет. Сначала в детстве: когда ее семья на год переехала в Киев, маленькой Ане было пять лет. Потом приехала сюда учиться в 16 лет - жила сначала у тети на Владимирской, затем на нынешней улице Заньковецкой, еще позже - на Тарасовской. Именно в Киеве она познакомилась с Николаем Гумилевым, а в кафе гостиницы "Европейской" (сейчас на ее месте Украинский дом) Гумилев сделал Ахматовой предложение. Через полгода пара обвенчалась в церкви в районе Никольской слободки - до наших дней она не сохранилась.

Выбор Мариинского парка "Интер" объяснил так: маленькая Аня во время прогулки по окрестностям Царского сада в Киеве (нынешний Мариинский парк) нашла там булавку в форме лиры. «Это значит, ты будешь поэтом» - сказала ей тогда няня. Так и вышло – девочка начала писать стихи в 11 лет. Выходит, что находка в Мариинском парке предопределила всю дальнейшую судьбу девочки. Сослались журналисты на слова самой поэтессы из заметок к ее незаконченной автобиографии.

Справедливости ради стоит отметить, что в этих же набросках можно встретить и слова, характеризующие дореволюционный Киев не с самой лучшей стороны. Здесь же Ахматова пишет, как пережила драматичные события, которые не позволили ей полюбить город. Здесь семья будущей поэтессы переживала крайнюю нужду, когда им приходилось «самим стирать и убирать», а ее любимый брат Андрей тяжело болел дифтеритом. Опираясь на весь текст целиком, можно сделать вывод, что Киев никогда не был городом Ахматовой, а «своим» городом она всегда называла Петербург.

Фото: "Вести"

Фото: "Вести"

Что не так: время и место

Комментаторы в Facebook в основной массе говорили о политизированном решении установить памятник русской поэтессе в центре Киева в период военной агрессии России. Разумеется, главный аргумент в пользу решения будет примерно таким: «Но ведь Ахматова тоже пострадала от советской власти». Бывший муж Ахматовой - Николай Гумилев - был расстрелян в августе 1921 года в возрасте 35 лет. Еще один гражданский муж Николай Пунин, которому поэтесса посвятила много своих творений, репрессирован в 1950-х (умер в лагере), а сын – Лев Гумилев - был четырежды арестован советскими властями. Это - факты.

Но, если сформулировать позицию возмущенной общественности вкратце, - следовало бы для начала поставить памятники некоторым украинским поэтам, о которых незаслуженно забыли. Кроме того, установка памятника Ахматовой именно сейчас - отличный инфоповод для российской прессы и телеканалов: они уже его использовали. На российских сайтах можно встретить заголовки "В центре Киева звучали стихи великой русской поэтессы на русском языке": таким отличился, например, Первый канал. Понятно, что все преподносится под удобным углом и с нужными акцентами в условиях информационной войны. 

Что не так: внешний вид

У бюста непропорционально большой выдающийся лоб, что некоторым комментаторам напоминает гидроцефалию. Судя по фотопортретам, Ахматова получилась совсем не похожей на себя. Наиболее говорящий комментарий в этом контексте – «Родина-мать-2». И это объяснимо. 

О 62-метровом советском монументе говорят в контексте декоммунизации уже давно, пока и Родина-мать, и ее щит с советским гербом остаются на месте. Но сейчас речь не об этом: стилистика, в которой выполнен величественный монумент, действительно имеет много схожего со стилем памятника Ахматовой. Но если в первом случае то же грубоватое лицо с рублеными чертами смотрится более органично в масштабах самого монумента, то в случае с поэтессой все в точности наоборот. В той же Одессе и Петербурге памятники Ахматовой смотрятся гораздо изящнее.

 

Лучше всего в этом контексте высказался украинский художник Александр Ройтбурд: в комментарии для Gloss.ua он был лаконичным, ответив "Памятник - ...овно", и разрешил ссылаться на его объяснения под постами в Facebook. Там все развернуто и понятно: назвав памятник «рубленым манекеном», он отметил, что характерных для изображения Ахматовой черт надлома и трагизма, памятник не передал ни в коей мере.

Цитата Ройтбурда, которой хорошо подвести итоги: "Очень плохая скульптура. У Анны Андреевны был безукоризненный вкус и манеры. Она могла бы одним презрительным взглядом показать, как она к этому истукану относится. Дело даже не в отсутствии сходства и не в формальной совковой стилизации, пригодной для бюста сталеварши, а в полном непопадании в тембр ахматовской поэзии. Вместо магии звуков и смыслов - казенный отчет об освоенном финансировании. Лучше бы этого памятника не было". 

Комментарии

Для удобства пользования сайтом используются Cookies. Подробнее здесь
This website uses cookies to ensure you get the best experience on our website. Learn more