Стиль жизни

Хватит это терпеть: 11 примеров сексизма в украинской рекламе и куда на него жаловаться

Gloss 11 января 2018, 10:05  9875

Во времена, когда женщины все чаще не боятся говорить о своих правах, когда государство отменяет разделение на мужские и женские профессии, а тема сексизма и защиты от сексуальных домогательств поднимается даже на церемонии вручения «Золотого глобуса», в Украине все еще хватает неприятных тенденций в рекламе, трудоустройстве и шоу-бизнесе. 

Gloss.ua собрал самые яркие, на наш взгляд, проявления сексизма и сексуальной объективации в украинской рекламе за прошедший год. Надеемся, что выводы сделаны, и с каждым годом таких случаев будет все меньше. Как и в остальных сферах нашей жизни.

 

Машины на евробляхах

Летом этого года в сети появилась недвусмысленная реклама, поднявшая шум в сети. В ролике показывают симпатичных девушек, а рядом с ними – их имена и цены в евро.

Закадровый текст: «Игривые и соблазнительные, шальные и агрессивные, на любой вкус и цвет. Классика, люкс, премиум-класс сейчас доступны (девушка в ролике в этот момент распахивает куртку и тянет за шнурок своей кофточки – прим. ред.) как никогда».

В конце видео оказывается, что имеется в виду цена машин из Европы, рядом с которыми позируют девушки. Тоньше метафоры этот мир еще не видел.

 

Реклама сосисок в Луцке

Весной луцкий производитель сосисок ТМ «Дмитрук» решил покреативить перед сезоном пикников и развесил по всему городу борды с изображением сосисок производства компании и руководством к действию: «Жар її під вікнами», имея в виду, естественно, сосиски. Без какого-либо злого умысла. Некоторых местных такой двусмысленный посыл возмутил, и рекламу стали бурно обсуждать. При этом в другом лагере – сторонников такой подачи – тоже хватало людей: многие сочли борды смешными и веселыми, и никакого оскорбления женщин в ней не увидели.

В компании уверили, что просто хотели донести до потребителя информацию о том, что сосиски нужно жарить, а не есть сырыми. Официального извинения не последовало, ограничились лишь извинениями маркетолога компании в ветке дискуссии на Facebook.

Кстати, там был еще и второй вариант: «Жар її у лісі».

 

Кафе в Сумах

В отличие от луцких сосисок, наружную рекламу фаст-фуда Fresh Line в Сумах многие назвали откровенно сексистской: сексуальная объективация (отношение к другому человеку исключительно как к инструменту для собственного сексуального удовлетворения – примю ред.) здесь налицо. В одной из точек сети в Сумах появился вызывающий постер с рекламой нового хот-дога. В сети быстро поднялась волна возмущения о некорректности рисунка. Более того, оказалось, что его сотрудники Fresh Line просто-напросто украли его у американского иллюстратора.

В компании на обвинения отреагировали, но спихнули все на некого сотрудника именно этой точки в Сумах, который решил по собственной инициативе установить такую рекламу. Постер демонтировали, сотрудника, разумеется, уволили.

 

Строительный комбинат в Полтаве

Полтавский стройкомбинат не нашел лучшего способа прорекламировать бетон, как с помощью фото девушки в откровенном наряде. Более того, на снимке возле девушки поместили надпись «Рядом со мной твердеет», которая в сочетании с фото исходит как будто от нее.

Неизвестно, увеличились ли продажи бетона у комбината, но Государственная служба по вопросам безопасности пищевых продуктов и защиты потребителей оштрафовала комбинат и обязала снять сексистскую рекламу.

 

Промо-ролик матча по женскому футболу

Телеканалы «Футбол 1» и «Футбол 2» сняли ролик, приуроченный к матчу по футболу между женскими сборными Украины и Хорватии. В нем крупным планом показываются женские губы, слышатся стоны, а затем на экране появляется украинская женская сборная по футболу с лозунгом «Мы не симулируем».

На «Футболы» обрушился шквал обвинений в сексизме, и ролик тут же поспешили удалить с официального YouTube-канала. Но и за короткое время он успел наделать шуму – на сайте BBC вышла статья с заголовком «Ролик украинской женской сборной по футболу пропагандирует сексизм». При этом официально телеканалы извинения не выразили.

 

Сексизм и насилие в рекламе «Мира кожи и меха»

В Луцке и во Львове шкуры убитых животных решили рекламировать с помощью сексизма и насилия. В городе появилась реклама, на которой мужчина тянет женщину за ногу. Судя по слогану, картинка должна была сподвигнуть потенциальных покупателей немедля покупать изделия из кожи и меха из-за ликвидации коллекции. Но встретила куда больше негативных откликов. В итоге, Индустриальный гендерный комитет по рекламе признал эту рекламу сексистской.

Фото: Мая Голуб

 

Киевская перепичка

Одна из самых скандальных и обсуждаемых рекламных кампаний в Украине за последнее время – псевдо-промо киевской перепички. На новой Instagram-странице, якобы официальном аккаунте перепички, опубликовали довольно сомнительные рекламные посты. Фотографии эротического характера сопровождали подписи с пошлым подтекстом («Обхвати обеими руками. Резко и сильно сожми посередине. Пусть покажется сосиска, пусть брызнет жир в лицо»). 

Позже оказалось, что аккаунт и сам проект не имеет никакого отношения к официальной киевской перепичке. 30 ноября за рекламу взялась уполномоченная Верхновной Рады по правам человека Валерия Лутковская, которая в Facebook назвала рекламу сексистской и дискриминационной, а потом попросила проверить Государственную службу по вопросам безопасности пищевых продуктов и защиты потребителей на предмет нарушений Закона о рекламе. При этом новые посты на странице до сих пор продолжают появляться, но уже не вызывают ажиотажа.

 

Сексизм в SMM

Еще больше случаев сексистской рекламы можно наблюдать в соцсетях – на страницах украинских брендов и компаний.

KFC, к примеру, решили сделать ставку на игру слов и опубликовали фото с надписью «Пошел работать в KFC, стал разбираться в цыпочках». После волны негодования в Facebook, KFC пост удалили, написав: мы вообще-то имели в виду «нашу соковиту курочку».

 

Пиццерия Domino's считает, что место женщины – на кухне, и подарить ей выходной может только пицца. Пост тихо удалили после массы негативных комментариев.

Фото: The Devochki

 

А киевский салон красоты The Brush в одном из постов «отличился» не только грамматическими ошибками в тексте, но еще и неудачной шуткой о том, что бить женщин – это вполне нормально. В салоне считают, что если девушка будет красиво накрашена, то ей повезет получит удар не в челюсть, а в ребра: так SMM-щики обыграли популярную в пабликах неоднозначную шутку. После бури негодования администрация The Brush попыталась оправдаться, но это вышло не слишком убедительно.  

 

Сообщество любителей велоспорта Velorally опубликовало пост с недвусмысленной фотографией, призвав подписчиков обсудить велосипед на снимке. На негативные комментарии админы сообщества отвечали примерно следующее: «Сексуальность, и умение ею управлять – козырь женщины». Пост в итоге так и не удалили.

Более того, спустя месяц на странице Velorally появился еще один сексистский пост. В нем говорится, что мечта любой девушки – презентовать себя парню в образе полуобнаженной снегурочки. В то время, как нормальный мужчина всего лишь хочет поучаствовать в велоралли.

 

Куда жаловаться на сексистскую рекламу

Согласно закону Украины "О рекламе", в информации о продукте не должно быть скрытого подтекста, который нарушает этические, гуманистические, моральные нормы. Запрещается размещать в рекламе утверждения, которые являются дискриминационными, в том числе по признаку пола.

Кроме того, реклама может считаться дискриминационной и нарушать добросовестную маркетинговую практику, если в ней женщина изображается в качестве украшения, если в рекламе есть намеки на сексуальность, которые никоим образом не связаны с рекламируемым продуктом и не имеют прямых ассоциаций с потреблением рекламируемого товара.

На рекламу, которая дискриминирует по половому признаку (в том числе мужчин, хотя таких случаев пока замечено не было), можно и нужно жаловаться. Наши с вами права регулируются соответствующими законами: «Про забезпечення рівних прав і можливостей жінок і чоловіків» и «Про засади запобігання та протидії дискримінації». Кроме того, реклама не должна нарушать упомянутый выше Закон о рекламе. 

Как нам объяснили представители движения "Повага. Кампанія проти сексизму в українських ЗМІ та політиці", прежде всего нужно обращаться в Индустриальный гендерный комитет по рекламе. Эта структура проводит экспертизы по наличию сексизма в рекламе и выносит решение. Получив жалобу, комитет на протяжении двух недель ее рассматривает, и, если реклама по результатам экспертизы признается сексистской, они вместе с госслужбой Украины по вопросам безопасности пищевых продуктов и защиты потребителей обращаются к рекламодателям с рекомендацией убрать или изменить ее. Обязательно сфотографируйте рекламу, напечатайте текст дословно и запомните точный адрес ее размещения. Скачать шаблон жалобы и посмотреть порядок действий можно на сайте комитета: отправлять жалобу можно по электронной или обычной почте. 

Также вопросы дискриминации может рассматривать Уполномоченная Верхновной Рады по правам человека Валерия Лутковская. Оставить свое обращение можно онлайн.

Комментарии

Для удобства пользования сайтом используются Cookies. Подробнее здесь
This website uses cookies to ensure you get the best experience on our website. Learn more