Стиль жизни

Хватит это терпеть: 11 примеров сексизма в украинской рекламе и куда на него жаловаться

Gloss 11 января 2018, 10:05  4384

Во времена, когда женщины все чаще не боятся говорить о своих правах, когда государство отменяет разделение на мужские и женские профессии, а тема сексизма и защиты от сексуальных домогательств поднимается даже на церемонии вручения «Золотого глобуса», в Украине все еще хватает неприятных тенденций в рекламе, трудоустройстве и шоу-бизнесе. 

Gloss.ua собрал самые яркие, на наш взгляд, проявления сексизма и сексуальной объективации в украинской рекламе за прошедший год. Надеемся, что выводы сделаны, и с каждым годом таких случаев будет все меньше. Как и в остальных сферах нашей жизни.

 

Машины на евробляхах

Летом этого года в сети появилась недвусмысленная реклама, поднявшая шум в сети. В ролике показывают симпатичных девушек, а рядом с ними – их имена и цены в евро.

Закадровый текст: «Игривые и соблазнительные, шальные и агрессивные, на любой вкус и цвет. Классика, люкс, премиум-класс сейчас доступны (девушка в ролике в этот момент распахивает куртку и тянет за шнурок своей кофточки – прим. ред.) как никогда».

В конце видео оказывается, что имеется в виду цена машин из Европы, рядом с которыми позируют девушки. Тоньше метафоры этот мир еще не видел.

 

Реклама сосисок в Луцке

Весной луцкий производитель сосисок ТМ «Дмитрук» решил покреативить перед сезоном пикников и развесил по всему городу борды с изображением сосисок производства компании и руководством к действию: «Жар її під вікнами», имея в виду, естественно, сосиски. Без какого-либо злого умысла. Некоторых местных такой двусмысленный посыл возмутил, и рекламу стали бурно обсуждать. При этом в другом лагере – сторонников такой подачи – тоже хватало людей: многие сочли борды смешными и веселыми, и никакого оскорбления женщин в ней не увидели.

В компании уверили, что просто хотели донести до потребителя информацию о том, что сосиски нужно жарить, а не есть сырыми. Официального извинения не последовало, ограничились лишь извинениями маркетолога компании в ветке дискуссии на Facebook.

Кстати, там был еще и второй вариант: «Жар її у лісі».

 

Кафе в Сумах

В отличие от луцких сосисок, наружную рекламу фаст-фуда Fresh Line в Сумах многие назвали откровенно сексистской: сексуальная объективация (отношение к другому человеку исключительно как к инструменту для собственного сексуального удовлетворения – примю ред.) здесь налицо. В одной из точек сети в Сумах появился вызывающий постер с рекламой нового хот-дога. В сети быстро поднялась волна возмущения о некорректности рисунка. Более того, оказалось, что его сотрудники Fresh Line просто-напросто украли его у американского иллюстратора.

В компании на обвинения отреагировали, но спихнули все на некого сотрудника именно этой точки в Сумах, который решил по собственной инициативе установить такую рекламу. Постер демонтировали, сотрудника, разумеется, уволили.

 

Строительный комбинат в Полтаве

Полтавский стройкомбинат не нашел лучшего способа прорекламировать бетон, как с помощью фото девушки в откровенном наряде. Более того, на снимке возле девушки поместили надпись «Рядом со мной твердеет», которая в сочетании с фото исходит как будто от нее.

Неизвестно, увеличились ли продажи бетона у комбината, но Государственная служба по вопросам безопасности пищевых продуктов и защиты потребителей оштрафовала комбинат и обязала снять сексистскую рекламу.

 

Промо-ролик матча по женскому футболу

Телеканалы «Футбол 1» и «Футбол 2» сняли ролик, приуроченный к матчу по футболу между женскими сборными Украины и Хорватии. В нем крупным планом показываются женские губы, слышатся стоны, а затем на экране появляется украинская женская сборная по футболу с лозунгом «Мы не симулируем».

На «Футболы» обрушился шквал обвинений в сексизме, и ролик тут же поспешили удалить с официального YouTube-канала. Но и за короткое время он успел наделать шуму – на сайте BBC вышла статья с заголовком «Ролик украинской женской сборной по футболу пропагандирует сексизм». При этом официально телеканалы извинения не выразили.

 

Сексизм и насилие в рекламе «Мира кожи и меха»

В Луцке и во Львове шкуры убитых животных решили рекламировать с помощью сексизма и насилия. В городе появилась реклама, на которой мужчина тянет женщину за ногу. Судя по слогану, картинка должна была сподвигнуть потенциальных покупателей немедля покупать изделия из кожи и меха из-за ликвидации коллекции. Но встретила куда больше негативных откликов. В итоге, Индустриальный гендерный комитет по рекламе признал эту рекламу сексистской.

Фото: Мая Голуб

 

Киевская перепичка

Одна из самых скандальных и обсуждаемых рекламных кампаний в Украине за последнее время – псевдо-промо киевской перепички. На новой Instagram-странице, якобы официальном аккаунте перепички, опубликовали довольно сомнительные рекламные посты. Фотографии эротического характера сопровождали подписи с пошлым подтекстом («Обхвати обеими руками. Резко и сильно сожми посередине. Пусть покажется сосиска, пусть брызнет жир в лицо»). 

Позже оказалось, что аккаунт и сам проект не имеет никакого отношения к официальной киевской перепичке. 30 ноября за рекламу взялась уполномоченная Верхновной Рады по правам человека Валерия Лутковская, которая в Facebook назвала рекламу сексистской и дискриминационной, а потом попросила проверить Государственную службу по вопросам безопасности пищевых продуктов и защиты потребителей на предмет нарушений Закона о рекламе. При этом новые посты на странице до сих пор продолжают появляться, но уже не вызывают ажиотажа.

 

Сексизм в SMM

Еще больше случаев сексистской рекламы можно наблюдать в соцсетях – на страницах украинских брендов и компаний.

KFC, к примеру, решили сделать ставку на игру слов и опубликовали фото с надписью «Пошел работать в KFC, стал разбираться в цыпочках». После волны негодования в Facebook, KFC пост удалили, написав: мы вообще-то имели в виду «нашу соковиту курочку».

 

Пиццерия Domino's считает, что место женщины – на кухне, и подарить ей выходной может только пицца. Пост тихо удалили после массы негативных комментариев.

Фото: The Devochki

 

А киевский салон красоты The Brush в одном из постов «отличился» не только грамматическими ошибками в тексте, но еще и неудачной шуткой о том, что бить женщин – это вполне нормально. В салоне считают, что если девушка будет красиво накрашена, то ей повезет получит удар не в челюсть, а в ребра: так SMM-щики обыграли популярную в пабликах неоднозначную шутку. После бури негодования администрация The Brush попыталась оправдаться, но это вышло не слишком убедительно.  

 

Сообщество любителей велоспорта Velorally опубликовало пост с недвусмысленной фотографией, призвав подписчиков обсудить велосипед на снимке. На негативные комментарии админы сообщества отвечали примерно следующее: «Сексуальность, и умение ею управлять – козырь женщины». Пост в итоге так и не удалили.

Более того, спустя месяц на странице Velorally появился еще один сексистский пост. В нем говорится, что мечта любой девушки – презентовать себя парню в образе полуобнаженной снегурочки. В то время, как нормальный мужчина всего лишь хочет поучаствовать в велоралли.

 

Куда жаловаться на сексистскую рекламу

Согласно закону Украины "О рекламе", в информации о продукте не должно быть скрытого подтекста, который нарушает этические, гуманистические, моральные нормы. Запрещается размещать в рекламе утверждения, которые являются дискриминационными, в том числе по признаку пола.

Кроме того, реклама может считаться дискриминационной и нарушать добросовестную маркетинговую практику, если в ней женщина изображается в качестве украшения, если в рекламе есть намеки на сексуальность, которые никоим образом не связаны с рекламируемым продуктом и не имеют прямых ассоциаций с потреблением рекламируемого товара.

На рекламу, которая дискриминирует по половому признаку (в том числе мужчин, хотя таких случаев пока замечено не было), можно и нужно жаловаться. Наши с вами права регулируются соответствующими законами: «Про забезпечення рівних прав і можливостей жінок і чоловіків» и «Про засади запобігання та протидії дискримінації». Кроме того, реклама не должна нарушать упомянутый выше Закон о рекламе. 

Как нам объяснили представители движения "Повага. Кампанія проти сексизму в українських ЗМІ та політиці", прежде всего нужно обращаться в Индустриальный гендерный комитет по рекламе. Эта структура проводит экспертизы по наличию сексизма в рекламе и выносит решение. Получив жалобу, комитет на протяжении двух недель ее рассматривает, и, если реклама по результатам экспертизы признается сексистской, они вместе с госслужбой Украины по вопросам безопасности пищевых продуктов и защиты потребителей обращаются к рекламодателям с рекомендацией убрать или изменить ее. Обязательно сфотографируйте рекламу, напечатайте текст дословно и запомните точный адрес ее размещения. Скачать шаблон жалобы и посмотреть порядок действий можно на сайте комитета: отправлять жалобу можно по электронной или обычной почте. 

Также вопросы дискриминации может рассматривать Уполномоченная Верхновной Рады по правам человека Валерия Лутковская. Оставить свое обращение можно онлайн.

Комментарии