По полочкам: eco, vegan, bio - в чем разница и как не дать на себе заработать за счет По полочкам: eco, vegan, bio - в чем разница и как не дать на себе заработать за счет
Стиль жизни

По полочкам: eco, vegan, bio - в чем разница и как не дать на себе заработать за счет "моды" на экологичность

Татьяна Турчаникова 28 ноября, 2020, 17:25
 0

Загрязнение планеты токсичными отходами и стремительное изменение климата, кажется, наконец-то массово озаботило всех – от экоактивистов до крупных брендов. Теперь полки маркетов усыпаны товарами с маркировками eco, vegan и bio, а крупные компании заявляют об использовании в использовании в производстве экологичных материалов… Правда, как понять, где тут и правда забота о Земле, а где маркетинговый ход? Gloss.ua попытался выяснить, что такое гринвошинг и каким маркировкам можно доверять.

Что не так с трендом на экологичность?

Забота об экологии в последнее время превратилась в настоящий тренд, спрос на экологичность растет. Разумеется, это веяние "учуяли" маркетологи, теперь каждая уважающая себя компания помогает планете. Гораздо легче что-то продать поколению, чувствительному к трендам, миллениалы с радостью стали основной потребительской аудиторией "зеленых" товаров. Анализ потребительского поведения с 2013 по 2018 года, проведенный Нью-Йоркским университетом, показывает, наличие "экофрендли"-товаров помогает продаваться всей товарной категории.

Как распознать гринвошинг

Гринвошинг - позиционирование товаров или услуг как экологически безопасных и натуральных без какого-то либо основания на это.

Одними из первых, кто стал преподносить свои товары в глазах покупателей как экологически чистые, были продавцы бутилированной воды. Пейзажи, трава, озера, родники – компании по производству воды пытались вызвать своими промороликами ассоциации с девственно чистой природой. Правда, со стороны экоорганизаций это вызывало негодования: сам продукт был упакован в пластик.

Разбираемся, в чем разница: eco, vegan, bio

Eco. Эта маркировка обозначает, что при производстве товара риск ущерба для природы был снижен, а его состав не наносит вреда окружающей среде. Такой значок встречается на товарах разных категорий: продукты питания, косметика, бумага, бытовая химия. Важно понимать, что эта маркировка не регулируются сертификатами.

Vegan. Этот значок означает, что в продукте не содержатся компоненты животного происхождения: мясо, яйца, коллаген, мед и другие. Важно понимать, что эта маркировка не обещает, что товар не тестировался на животных.

Bio. Эта маркировка, которую применяют, в основном, на упаковках к продуктам животноводства и растительным товарам. Изначально такая надпись присутствовала на продуктах переработки молока с содержанием пробиотиков и/или пребиотиков: йогурты и кефиры с бифидо-, лактобактериями. На данный момент с такой надписью можно встретить и овсянку. Такой маркировкой хотят сообщить, что продукция выращена/изготовлена без добавления вредных химических веществ. Например, Bio-косметика не предполагает загрязнения почвы и атмосферы.

Organic. Эта маркировка обозначает, что продукты производятся без использования и химических/ минеральных удобрений. Она гарантирует отсутствие красителей, ароматизаторов, стабилизаторов, загустителей, нитратов, регуляторов роста, гормонов, ГМО.

Natural. Эта маркировка обозначает, что продукт состоит из натуральных ингредиентов, но не обязательно - из органических. При его производстве не всегда используются ингредиенты, полученные органическим путем.

Как не стать жертвой маркетинга

Чтобы бездумно не покупать товары, над которыми "поколдовали" маркетологи, но которые к заботе об экологии не имеют никакого отношения, стоит подходить к их выбору осознанно. Вот некоторые советы, которые могут помочь:

1. Действительно экологичные товары вряд ли будут продаваться в пластике.

2. Всегда стоит читать состав полностью, а не только крупные буквы сверху на баночке.

3. Зеленая упаковка, маркировка eco, bio, organic, natural, в большинстве случаев, ничем не обоснованы. Как и штамп "без ГМО", который чаще всего говорит, что в продукте не содержится вредный компонент, который по госстандартам и так использовать нельзя.

4. Не бойтесь попросить объяснений и у продавцов: они должны предоставить сертификаты, которые указывают на количество натуральных компонентов и отсутствие вредных составляющих, как и то, что продукт не тестировался на животных.

5. Проверяйте срок годности. Органические продукты не могут иметь долгий срок годности.

6. Цена имеет значение. Натуральные продукты не могут стоить так же, как обычные, они будут дороже, дорогостоящие технологии производства, импорт экопродукции – все это стоит денег.

Red.education

Увы, но экология становится именно "модной" и все больше брендов решительно пользуются трендом на экологичность, на самом деле, вводя потребителя в заблуждение относительно свойств своей продукции. Такое явление и есть "гринвошинг".

Предложение рождается спросом. Армия компаний вооружается экологичными приемами, чтобы расположить к себе помудревшего, неравнодушного к природе клиента и показать свою причастность к тренду. Все это маркетинговый ход.

Чаще всего покупатели, озабоченные влиянием на окружающую среду, ищут более экологичные продукты среди чистящих средств, косметики и еды. К счастью, сегодня возможностей проверить, что на самом деле стоит за громкими заявлениями, все больше.

Утверждения компаний должны быть подкреплены доказательствами, а ложь может обернуться не только критикой в прессе, но и судебными исками. Чтобы не поддаваться заманчивым завлекалкам гринвошинга, стоит смотреть на общую картину, как бренд систематически подходит к использованию ресурсов, переработке и т.д.

Принимая решение, необходимо помнить о том, что основная идея модного бизнеса - это высокий объем продаж за короткое время. Какие способы применяют нечестные производители?

  • Зеленый цвет упаковки плюс надписи "фитотерапия", "природная" и т.д. ассоциируются с экологичностью и натуральностью продукта.
  • Когда на упаковке ставятся такие слова, как ЭКО, БИО, органик, ФИТО, натуральный, Natural, растительный и т.д. Конечно, не все продукты с этими надписями - жертвы гринвошинга, но это и не значит, что если на продукте такая надпись, то его состав будет на 100% органический или натуральный.
  • Указан неполный состав.
  • На лицевой стороне или сзади упаковки есть экосертификат, а по факту его нет. Да, бывает и такое.
  • Ссылка на растительные компоненты - "на основе трав", "живая косметика" и т.д.
  • Заявление об экологичности может быть правдивым, но совершенно бесполезным для потребителя. Например, на растительном масле любят писать, что оно "не содержит холестерина". Это рекламный трюк.
  • Сертификат Natural Care совершенно ничего не означает, это "сертификат", придуманный самим брендом. На самом деле, есть настоящие сертификаты, которые подтверждают качество составов и признаны во всем мире.
  • На что ориентироваться покупателю? На сегодняшний день заслуживают доверия продукты, на которых стоит экомаркировка, подтвержденная международно-признанным экологическим сертификатом, который всегда должен сопровождаться кодовым номером органа контроля и местом выращивания сельскохозяйственного сырья, из которого состоит продукт. Будьте бдительны и не дайте себя обмануть. Учитесь читать упаковку, затем состав.

Теги: экология , гринвошинг , что такое гринвошинг , маркировка товаров

Комментарии