Вслух. С директором кинотеатра Кинопанорама Натальей Соболевой. Часть 3: Законы кино или Кино вне закона? Вслух. С директором кинотеатра Кинопанорама Натальей Соболевой. Часть 3: Законы кино или Кино вне закона?
Стиль жизни

Вслух. С директором кинотеатра Кинопанорама Натальей Соболевой. Часть 3: Законы кино или Кино вне закона?

Gloss 16 февраля, 2016, 09:30
 0

Этот год стартовал достойными событиями в кинематографической жизни. В январе приняли Законопроект о кинематографии в первом чтении, примерно в эти же дни родился первый, по словам производителей, «чисто украинский» сериал «Хозяйка», а у всех замаячила надежда, что Ди Каприо получит Оскар. Впрочем, жители Якутии в это не верят и собирают средства и серебряные украшения для переплавки на свою серебряную статуэтку, придумывая по дороге способы доставки её в США.

Уверена, что самому Ди Каприо это глубоко по барабану – у него есть великие Роли, а чего еще желать актеру? И вообще Леонардо настроен иронично и его реакцию на Леди Гагу на открытии Золотого Глобуса не забудут никогда. При этом сам актер получил третий «Глобус». Последняя церемония была очень прикольной: может быть, из-за фильмов, может быть, из-за ведущего Рики Джервэйса. В 2010 он заявил: «Смотрю на ваши прекрасные лица и думаю, какую прекрасную работу сделали пластические хирурги». В этом году Рики пнул комедию «Пиксели», провалившуюся в прокате, назвав ее не такой смешной, как «Список Шиндлера», и прошелся по самим Глобусам: «Награду вручают ни черта не понимающие старые журналюги, которым нравится снимать селфи со звездами». Демократия в действии – так шалить на вручении серьезной премии.

Стартовал Берлинале, на котором фильмом открытия стал «Да здравствует Цезарь» братьев Коэнов, а жюри возглавила всеми любимая Мэрил Стрип. Скоро дождемся и Оскаров вручения, в предвкушении которого только и разговоров что о Ди Каприо, который в четвертый раз номинирован на звание "лучшего актера" - сейчас за главную роль в картине «Выживший» режиссёра Алехандро Гонсалеса Иньярриту. Почему-то переименованную в украинском прокате на Легенду Хью Гласса.

И если за Ди Каприо в любом случае переживать не стоит, то за кино волноваться приходится. Законопроект вроде как написан, но вся прелесть украинского законодательства в том, что законы могут быть разными - утопическими, странными, толковыми или глупыми – но чаще они попросту не работают. Потому что изобретая Закон, к нему часто не прилагаются работающие механизмы реализации. Предыдущий Закон уже пытался обеспечить поддержку национальной кинематографии. Впервые 5 лет назад были прописаны конкретные финансовые вливания, введен специальный сбор на развитие, создан совет и экспертные комиссии. Половина средств на производство фильма от государства. Прибыль от производства национального фильма не облагалась налогом. Для спонсоров и меценатов стоимость средств включалась в валовые затраты. Субъекты кинематографии освобождались от арендной платы за землю.

Самое главное, впервые было введено понятие Национальный фильм, где один из производителей должен быть гражданином либо юрлицом Украины, 50 % в составе исполнителей, ну и государственный язык был как бы само собой разумеющимся. И… не было ладного механизма, способного произвести в движение всю эту тяжелую машину, а также проигнорированы актуальнейшие практические предложения. Ведь в основу Закона о кино легли предложения Нестора Шуфрича, к кино имеющего такое же отношение, как я к ракетостроению. Похоже, его больше интересовал земельно-правовой аспект, а искусство. Слава Богу, кинематографисты тогда умудрились каким-то образом внести дополнения.

Но если чиновники могут развлекаться лишь придумыванием законов, то киношники находятся внутри процесса выживания культуры. Поэтому никак не могут быть нейтральны. Им уже сегодня нужно снимать хорошее кино, а каждый кадр стоит денег, отсутствие которых сказывается на качестве картины в целом. Именно поэтому молодежь была очень активна под Верховным Советом 28 января, когда принимался законопроект. Ведь этот новый закон создавался для них, чтобы упростить и без того нелегкую творческую жизнь. Вся площадь перед ВС была заполнена кинематографистами с десятками транспарантов в форме киноэкрана. Звучали трубы, били барабаны, и всё просто кричало о том, что мы хотим выйти с этим новым законом «в люди».

Что же это означает? Если кратко
– увеличение объема производимых в Украине фильмов;
– увеличение доли украинских фильмов и сериалов в эфире общенациональных телеканалов в 3 раза; - развитие современной инфраструктуры для производства и распространения кино и сериалов с целью создания конкурентоспособного украинского продукта (в том числе и на внешних рынках), а также для привлечения иностранных производителей контента;
– привлечение инвестиций;
– защита интеллектуальной собственности;
– увеличение количества рабочих мест и налоговых поступлений в бюджет;
– позиционирование Украины в мире как популярного туристического направления.

Ну и любимые мной механизмы, которые найдены и заключаются в:
– прямой государственной поддержке киноиндустрии, успешно апробированной в других странах;
– возврате части квалифицированных расходов, осуществленных во время производства фильмов;
– развитии кино и дистрибьюторской сети, что позволит вывести коммерческие фильмы на безубыточный уровень;

Правда, в ходе рассмотрения законопроекта изъяли статью о том, что Кабмин создаст Украинский институт киноискусств... Зато тут же депутаты согласовали создание Украинского института книги – и, возможно, на сегодня это важнее, потому что дела украинской книги и книгоиздательства очень плачевны. Так что тоже неплохо.

Государство вроде как начало прислушиваться к людям, которые делают культуру и несут духовность. Правда, не всегда и не везде. Сейчас в Софии Киевской происходит беспредел, на который почему-то никто не может повлиять. С её территории пытаются выселить Людмилу Мешкову, у которой здесь всю её жизнь здесь была мастерская. Да и для Украины она сделала более чем. Людмила Мешкова народный художник Украины, действительный член украинского общества «Интеллект нации». Она создала керамические иконы во многих храмах Украины, её панно в штаб-квартире ЮНЕСКО в Париже восхищает, её портреты духовной элиты мира (Пабло Пикассо, Николая Амосова, Федерико Феллини, Николая рериха, Мстислава Ростроповича и многих-многих) всегда имели огромный успех на выставках по всему миру. Она гордость нашей страны и ее нужно носить на руках, гордиться как народным достоянием, сберечь мастерскую и даже не брать деньги за её аренду. Коммерция – коммерцией, но есть же рамки здравого смысла и порядочности. Где зарабатывать, а где нести и беречь культуру.

В горячих обсуждениях последней недели пытаются ответить на вопрос, смогут ли украинские сериалы заменить русские. Да могут, можно вспомнить ту же "Хозяйку"! Правда, я пока не вижу отличия между российским и украинским стилем. Наверняка сказалось, что украинцы столько лет проработали в российском сериальном бизнесе, а российские группы приезжали снимать к нам. И все это так взаимопрониклось, что пока не разделяется.
В наших интересах сделать так, чтобы наши фильмы продавались за рубеж. Но для этого не нужны кальки чужих сериалов, мы можем делать качественное и свое. Своя идеология, идеология сердца, как это принято у украинцев еще со времен Г.Сковороды. Не нужно пытаться снимать дорогое, нужно снимать качественное. И уникальное. Украинское по эстетике, стилю, концепции
тогда это будет интересно. Главное, чтобы это поняли наши продюсеры, сценаристы ет цетера. Те, кто по их разумению, правят бал и в стране, и в кинематографии. Но на самом деле всегда правят бал духовные люди, создающие идеи и смысл всего.