Вчера, в последний день сентября, в Киеве выступил Николас Джаар. Мы побывали на лайве американского электронщика и готовы рассказать, как это было.
Краткая справка. Николас Джаар, год рождения – 1990, место рождения – Нью-Йорк. Необычная фамилия, навеивающая нашему слушателю шутки на тему «Коля Jaarкий», досталась музыканту от отца-чилийца. Этим же объясняются испанские слова во многих его треках: испанский – родной язык Джаара. В свои 27 он успел выпустить два студийных альбома, стать любимцем Pitchfork, вместе с Дейвом Харрингтоном записать альбом и даже выступить в Киеве с проектом Darkside, создать свой лейбл, а еще – неожиданно презентовать альтернативный саундтрек к советскому фильму Сергея Параджанова «Цвет граната» (1969 год). Это далеко не единственная неожиданность в творчестве Джаара: свой прошлогодний альбом Sirens, например, он решил ощутимо политизировать, поставив на первое место в текстах социальные проблемы, а не личные переживания.
В интервью объяснял это тем, что ему надоело эгоистично твердить в треках только о себе: «Я почувствовал, что не могу больше говорить о себе – своих чувствах, о личном. Я хотел посмотреть на мир вокруг себя, а, когда начал рассматривать, погрузился во все это еще глубже. И это было сюрпризом для меня». В результате, если прислушаться и перевести, в Sirens можно найти отсылки к проблемам общества и к истории Чили, где Джаар до сих пор бывает каждый год – в частности, к эпохе военной диктатуры Аугусто Пиночета. Именно об этом всеми любимый трек «No»: так называлась кампания против Пиночета. Зрело и глубоко, как и весь альбом.
Но зрело и глубоко не для всех. Судя по всему, для многих из тех, кто пришел послушать Джаара в столичный клуб Stereo Plaza, вся остросоциальная смысловая нагрузка треков отошла на второй план. Полный зал, погруженный в плотный туман, то медленно, то быстро раскачивается под музыку. Немного душно. Атмосфера рейва. Кто-то все два с половиной часа лайва недвусмысленно энергично прыгает и танцует локтями, кто-то с закрытыми глазами стоит с поднятой вверх головой, погруженный в свой мир, кто-то напряженно пытается рассмотреть каждое движение молчаливого Джаара на сцене, а некоторые поглядывают на часы и громко обсуждают прошедшую вечеринку. Публика, на первый взгляд, как и на любом схожем концерте. Y nada cambia, как говорят классики. Но вчера от многообразия звуков на минут десять замирали даже самые разговорчивые. «О, он уже на трубе играет, смотри!», – восторженно восклицают мои соседи, увидев очертания Николаса с саксофоном. Где-то в мире в этот момент плачет один трубач.
Девушка на каблуках, в брючном костюме и с клатчем. Разгоряченные танцами студентки, спешащие запостить сториз с комментариями в стиле «Джаар, я сегодня твоя mujer (женщина – прим. ред.)». Парочка, с победным видом наливающая себе алкоголь в рюмку самостоятельно, не дождавшись бармена. Иностранцы. Киевская музыкальная тусовка. Хипстеры, много хипстеров. Все они, даже не подозревая об этом, как бы банально это ни звучало, на один вечер попали на сеанс массового гипноза от талантливого красавца, соредоточенно импровизирующего на сцене.
Все фото: Андрей Максимов для H2D
Хотя бы половина из них захочет переслушать оба альбома Джаара после такого полного погружения, чтобы расслышать все фразы, услышать аудиозапись разговора маленького Николаса с отцом и распознать каждый звук в наушниках: в Sirens, кстати, практически нет сэмплов, все чистейшей воды авторское. А это уже большая победа для музыканта, который хотел донести своим вторым альбомом нечто большее, чем просто желание уходить в отрыв, и подчеркивал: «Я чувствую близость электронной музыки к политическим аспектам. Возможно, такая музыка может стать местом для протеста».
Не знаем, как насчет протеста, но вчера Джаар, как минимум, сделал клуб на проспекте Лобановского местом для своего качественного лайва. А вместо голословных признаний в любви нашей публике взял и вышел на бис, подарив всем еще 20 минут танцев, как в последний раз.