Музыка и Кино

"Лозница адски крут, но его распнут": феномен самого неоднозначного украинского режиссера

Фото: loznitsa.com
Василь Вовк 14 июня 2018, 15:45  385

Недавно украинский режиссер и один из самых известных европейских документалистов Сергей Лозница получил приз за лучшую режиссуру (фильм "Донбасс") во второй по значимости программе Каннского кинофестиваля.

После продолжительной работы за рубежом Лозница вернулся к съемкам в Украине и сразу же выбрал острую для страны тему. "Донбасс" рассказывает о жизни в самопровозглашенных Донецкой и Луганской народных республиках. "Оруэлловская антиутопия""хаотичное и абсурдистское хоррор-шоу""постсоветский ад" — иностранные критики не стеснялись в выражениях, а Gloss.ua подготовил материал о феномене Сергея Лозницы и его фильмов. 

Фото: loznitsa.com

У искусства нет национальности

Лозница родился в Беларуси, имеет украинское гражданство, последние 17 лет живет в Германии и снимает фильмы с русскими актерами о тамошней действительности — некоторые СМИ манипулируют этими фактами и стараются перетянуть заслуги режиссера своей стране. Несмотря на то, что его фильмы — это удары по самым болезненным архетипам славянского сознания.


«
»

Я вырос в Киеве, жил в нем с шести месяцев до 27 лет. По происхождению я киевлянин, со всеми характерными чертами и качествами, которые могут быть привиты этим городом.  Вопрос того, кем я являюсь по национальности – несущественный.


Ситуация настолько запутана, что скоро может появиться хештег #лозницанаш. Однако это было бы слишком эгоистично по отношению к режиссеру. И вот почему.

Фото: visegradfilmforum.com

Лозница считает себя космополитом, и это одна из причин его успеха. Он живет без границ и каких-либо рамок, а слова "патриотизм" для него не существует. Так же как и необходимости быть лояльным к государству (большинство фильмов Лозницы финансируются европейскими фондами и продюсерами). 

Он всегда был против, чтобы его фильмы присваивала любая страна, так как искусство и культура не имеет границ и привязанности к определенному месту:

"Чем определяется "национальная принадлежность" картины? Национальностью автора? Языком, на котором снят фильм? Кинотрадицией, к которой этот фильм принадлежит? Темой фильма? Или источниками финансирования? Само понятие "нация" связано с понятием "государства", с установлением границ. То есть у вопроса, содержащего слово "национальность", всегда есть политический оттенок. Произведение искусства - это явление иного пространства, в котором понятия "государство" и "нация" не имеют смысла." 

Безэмоциональость

Многие вполне обьективно критикуют Лозницу за слишком грубую и сухую подачу.


«
»

Мысль, как правило, очень сложно живет с эмоцией. Эмоция возникает раньше, чем появляется мысль. От эмоции потом необходимо избавиться, чтобы понять, что происходит. Я пытаюсь понять происходящее и вовлечь зрителя в размышления о нем. Для этого мне необходимо убрать эмоцию. Так что упрек во внеэмоциональности — это упрек в желании мыслить.


Даже когда нам хочется увидеть немного пафоса и героизма, Лозница говорит "нет" и продолжает ловить только самые важные и лишенные сантиментов рассуждения.

Гиперреализм и бескомпромиссность


Фото: mubi.com

Излюбленный и фирменный почерк фильмов Лозницы — путешествие в самое сердце тьмы и хаоса. Он эстетически, эмоционально и культурно выворачивает наизнанку постсоветское общество, его контекст, менталитет людей, "которые населяют эту сюрреалистическую территорию". 


«
»

Все видят, понимают, что происходит вокруг, но если это отразить и предъявить – возникает агрессия.


Он наказывает без преступления и режет без скальпеля: такая жесткая формулировка несомненно вызывает мощный резонанс у зрителей и критиков.

Отсутствие музыки в фильмах

Фото: mubi.com

Многие фильмы невозможно представить без саундтрека — иногда музыка становится самой важной частью картины и едва ли не самостоятельным персонажем. Но только не у Лозницы.


"У меня уже давно нет желания сопроводить фильм музыкой. Тогда начинается спор между темами. А использовать музыку зачем? Чтобы настроение? Или поддержать как-то эмоции? Или музыка нас спасёт? Есть у звукорежиссёров такая фраза. Меня не надо спасать. У меня так достаточно насыщенно и без"

(в интервью Вести FM)

"Лозница использует классические методы, но полное отсутствие музыки и медленный, в такт человеческому дыханию, ритм выдают в нем режиссера третьего тысячелетия. Не прокладывая новых борозд, он определенно не портит имеющиеся", — пишет Variety.

Советуем посмотреть

Счастье мое

"Счастье мое" – дебют Лозницы в игровом кино, с которым он прогремел в Каннах. Фильм стал первой украинской картиной, претендующий на Золотую пальмовую ветвь.

В основу сценария легли истории, которые Лозница больше 10 лет собирал в российской провинции. Главная линия – история сбившегося с трассы дальнобойщика, который становится народным героем, Дон Кихотом и разбойником одновременно.

"Лозница адски крут, но его распнут", – прокоментировал фильм кинокритик Антон Долин.

Если быть предельно кратким, то это второй "Груз 200" Балабанова с тотальной войной всех против всех, цинизмом, жестокостью, но без ковыряния в язвах. Смотреть в социальное зеркало будет больно и неприятно (о чем и говорят отзывы), но необходимо.

Кроткая

Своеобразное продолжение первого фильма Лозницы, в котором режиссер частично отходит от реализма к фантасмагории и гротеску. Однако такой же радикальный, беспощадный и мощный фильм — "Кроткая" — вызвал у одних ярость, у других отрицание.

Лозница вдохновлялся рассказом "Кроткая" Федора Достоевского, но переделал все на свой лад. Это сатирическая история жертвы и палача, в которой палач воплощен в многих персонажах и буквально летает в воздухе российской глубинки. Отметим, что это самая музыкальная картина Лозницы.

"Майдан" – "Событие" – "Аустерлиц"

"Майдан", "Событие" и "Аустерлиц" связаны между собой темой, манерой, структурой, и технологией сьемки – неподвижной камерой на средних и общих планах, без выделения конкретных героев. В центре этой документальной трилогии движение и поведение масс. Более подробно остановимся на фильме о событиях в Украине. 

Каннский кинофестиваль и европейская публика восприняла фильм очень благосклонно, в то время как в Украине фильм чуть ли не освистали. Почему?  "Майдан" – это фирменный стиль Лозницы, максимально отстраненный взгляд на события и наблюдение без лишних эмоций. Однако снимать так о России – одно дело, об Украине – совсем другое.


«
»

В СССР документальное кино было орудием пропаганды, и отношение к нему определялось у публики лишь ответом на вопрос – это наше орудие или орудие наших врагов. Документальное кино как явление искусства – это нечто пока что весьма и весьма далекое.  Отношение это за прошедшие двадцать с лишним лет не изменилось и, соответственно, ожидания, предъявляемые к тому, что называют документальным кино, тоже.


В статье использовались цитаты из интервью Cahiers du Cinema, Variety, Forbes, Mignews.

Комментарии