Что почитать? Книжные новинки
Как гласит слоган одного книжного издательства: “Читать снова стало модно”. В век информационных технологий чтение стало не таким, как раньше: теперь люди подбирают себе удобные издания, загружают целые “александрийские библиотеки” на свои ридеры, и умудряются постигать мысли великих даже на крошечных экранах своих мобильников. Впрочем, ни одно из вышеперечисленного пока не отменяло старых добрых книжек в руках. В новинках которых мы постараемся разобраться.
Для размышления:
В 1997-ом Харуки Мураками написал отдельно стоящую в его творчестве документальную книгу «Подземка». Посвящена она была жертвам теракта в токийском метро в 1995-ом. Тогда на двух станциях токийской подземки члены секты «Аум Синрикё» проткнули пакеты с отравляющим газом зарином, в результате чего скончались 12 человек, 54 получили тяжелое отравление. Книга была наисана в виде интервью с жертвами и свидетелями того трагичного дня, между которыми Мураками описывал свое видение тех событий.
Однако отечественным поклонникам лишь недавно стало известно, что спустя буквально несколько месяцев, Мураками сделал еще один цикл интервью, в котором беседовал непосредственно с членами злополучной секты «Аум Синрикё». Эти интервью были напечатаны в одном японском журнале, и лишь спустя пять лет собраны в книгу, дополненную авторскими комментариями и отрывками.
«Край обетованный» гораздо меньше «Подземки» по объему, что с самого начала делает ее книгой более… деликатной, что ли. Один за одним здесь показаны живые характеры, с которыми Мураками беседует без соблюдения излишнего официоза, а, так сказать, «на вытянутой руке». Одной из задач автора было показать совершенно разные точки зрения на произошедшее с «темной» стороны. Тут тебе и идеологические маньяки, и неуверенные в себе романтики, в один момент оказавшиеся на обочине социума, что и привело их в секту. Одним словом, в «Крае обетованном» создано все, для того чтобы разобраться в природе человеческого зла с разных сторон. Очевидно, документальный жанр заинтересует в большей степени уже сформированных поклонников Мураками. Но деликатная и конфликтная тема, попытка углубится в корень зла, и ощутимое личное участие писателя делают «Край обетованный» интересным для восприятия.
Для души:
15 января 2008-го года, находясь за рулем своего автомобиля, классику современной русской литературы Василию Аксенову внезапно стало плохо. Он потерял сознание, был доставлен в бальницу и до самой смерти летом 2009-го практически не приходил в себя. На тот момент роман Аксёнова “Ленд-Лизовские”, впоследствии обнаруженный сыном на компьютере отца, был закончен приблизительно на две трети.
Даже в последние годы творчества, Аксёнов всячески отталкивал идею написание чего-то вроде мемуаров в чистом виде, несмотря на постоянные намеки со стороны издателей на практически предрешенный успех этого жанра. Он считал это абсолютной сдачей позиций: “С нарастанием числа лет я всё больше получаю приглашений от издателей перейти на жанр воспоминаний. (...) Говорят, что это вроде бы мой долг. Кому долг и велик ли он? Долг прожитой жизни, ностальгии. У меня на этот счет есть своя точка зрения. Для меня литература - это и есть ностальгия, ничего больше и ничего меньше. Любая страница художественного текста - это попытка удержать или вернуть пролетающее или ускользающее мгновение”
Практически все произведения Аксёнова, даже автобиографическая “Таинственная страсть. Роман о шестидесятниках” - это всегда завуалированные персонажи, с измененными именами, но имеющие под собой реальные прообразы. Так и в “Ленд-Лизовских”, писатель отправляет нас свое детство, перепавшее на военные годы, эвакуацию, страдания и голод. Но здесь, в отличие от большинства романов со схожей темой, открывается взгляд на закрытую ранее страничку советской истории. А именно - незаслуженно забытую поддержку союзников в продовольствии и гуманитарной помощи, не только спасшую многие жизни в эвакуации от голодной смерти, но и предопределившую увлеченность Западом несколько позже, у интеллигенции 60-х. Отсюда и название (“Ленд-лиз” - соглашение, по которым США в войну передовали в СССР продовольствие, боеприпасы и технику). Возможно, именно поэтому вопреки всем описанным ужасам, в “Ленд-Лизовских” не бросается в глаза ненависть по отношению к ускользнувшему страшному детству, напротив, здесь это детство и становится объектом той самой ностальгии. Из-за незавершенности романа, стиль и язык местами кажется очень разным. Но именно он изображает эту пёструю палитру самых ранних воспоминаний.
Для транспорта и дивана:
Издательство “Эксмо”, удачно стартовавшее с серией популярных детективых шведа Стига Ларсона (“Девушка, которая играла с огнем”, “Девушка с татуировкой дракона”), решила продолжить свою линейку на этот раз популярным американским автором. Мы имеем дело с вроде бы классическим современным бестселлером, точнее, целой серией бестселлеров о некоем детективе Лукасе Дэвенпорте. Автор - пулитцеровский лауреат, журналист Джон Сэндфорд.
И первая книга из этой серии: “Правила убийцы” появилась с многообещающей цитатой самого Стивена Кинга прямо на обложке: “Страшное и захватывающее чтение, и я наслаждался каждой его минутой”. Не следует требовать много от “Правил убийцы”, в конце-концов, это ведь новомодная история о маньяке, методично и небанально кромсающем женщин. И если саму эту сюжетную предпосылку новой назвать тяжеловато, то вот подход Сэндфорда порой бывает довольно примечательным.
Здесь много деталей, создающих цельную и какую-то реальную атмосферу, здесь есть довольно сочувственное внимание к деталям, и попытки сделать отношения между персонажами более убедительными - а это, пожалуй, главный бич детективного жанра. В “Правилах убийцы” история маньяка Бешеного (кличка, более подходящая для постсоветских криминальных авторитетов) рассказывается столь же внимательно, сколько и история Дэвенпорта, пытающегося выйти на его след. В общем, “ненапряжное” чтение для расслабления, не больше, не меньше.
Книги предоставлены магазином "Читай-город" (ул. Богдана Хмельницкого, 3 Б)