Энди Уорхол. Слава не на 15 минут

Gloss 6 августа 2008, 10:36  753

Сегодня исполняется 80 лет со дня рождения человека, давшего жизнь современному актуальному искусству. Это Энди Уорхол, самый скандальный и самый известный американский художник. Именно он заложил визуальные основы современной рекламы.

Вся его биография была иллюстрацией к пресловутой «американской мечте»: гадкий утенок, ставший богатым и знаменитым. Выходец из бедной семьи чехословацких эмигрантов, одновременно скромный и бесконечно тщеславный.

Он прославился в 1962 году своими этикетками супов «Кэмпбелл». Затем были многочисленные портреты знаменитых людей, выполненные в кислотной манере. Наиболее известны изображения Мерилин Монро, Мика Джаггера, Мао Цзедуна. Самым дорогим его произведением стала картина «Авария зеленой машины», проданная с аукциона Christie's в Нью-Йорке за 64 миллиона долларов.

Деньги – а зарабатывал выдающийся концептуалист немало – были для него всего лишь способом купить себе вседозволенность, в первую очередь, в искусстве. Не связанный по рукам и ногам невидимыми нитями ограничений, Энди творил так, как дышал. Когда его спросили, какие слова он бы сам подобрал к своей эпитафии, Уорхол, не задумываясь, ответил: «Выдумка».

Он стал автором множества знаменитых высказываний и афоризмов. Но, наверное, самая известная его фраза – о том, что каждый имеет право на 15 минут славы. Сам Уорхол заслужил гораздо больше, чем пресловутые 15 минут. Поток его идей, которые эксплуатируются в наши дни и будут эксплуатироваться еще многие годы, был неиссякаем.

Энди Уорхол скончался 22 февраля 1987 года от сердечного приступа в Медицинском центре Корнуэлл на Манхэттене. Накануне ему была сделана операция по удалению желчного пузыря. Смерть великого дизайнера наступила во сне.

Комментарии