Концерты

Ляпис Трубецкой, альбом «Манифест»

Gloss 11 сентября 2008, 12:06
 0

О группе
«Ляпис Трубецкой» – едва ли не главное культурное достояние пост-советской Белоруссии. Пройдя путь от минского около-театрального андеграунда до попсовых стадионных солянок, Сергей Михалок и компания неожиданно для многих вернулись к своим альтернативным корням. Только на смену декларируемому пьянству пришел идейный стрэйт-эдж, а на смену абсурдистским пародиям на поп-шлягеры – язвительная социальная сатира. После выхода альбома «Капитал» (2007 год) о «Ляписах» заговорили как об одной из самых ярких и мощных групп русскоязычной альтернативы. А благодаря одноименному видеоклипу, снятому режиссером Алексеем Тереховым, слух о «белорусских антиглобалистах» разнесся по всей планете. За «Капитал» «Ляпис Трубецкой» получил никак не меньше 10 наград (российские RAMP, «Чартова дюжина», «Степной волк», белорусская «Рок-коронация», португальский ViMus и т.д.). Новый альбом «Ляписов» «Манифест» готовит публике новые сюрпризы.

Об альбоме
«Манифест» писался с января по август 2008 года на киевской студии «211» и стал второй совместной работой «Ляписов» и саунд-продюсера Виталия Телезина. «Мне кажется, что альбом получился очень хлестким, – это первое, что заявил Михалок по окончанию работы над «Манифестом». – В «Капитале» было много ласковой музыки, хотя там все считается прорывным и альтернативным, даже «Андрюша» или «Огоньки». Но я считаю, что это ласковая музыка сама по себе. А в альбоме «Манифест» очень много неласковых песен, основанных на мощной ритм-секции. Мы специально убирали мелодичность, добавляли громкие и раздражающие акценты». На взгляд со стороны «Манифест» – это мощный кроссовер из ска-панка и калифорнийской волны (с разовыми вылазками на приграничные музыкальные территории, в диапазоне от хард-рока до диксиленда).

В смысловом плане «Манифест» – одна из самых концептуально-выдержанных пластинок «Ляписа Трубецкого». «Раньше мы записывали шизофренические альбомы, – вспоминает Сергей Михалок. – И вашим, и нашим, и рок, и поп, и лирика, и стеб, и все – на одном диске. Сейчас шизофренические компиляции мне не интересны. Сейчас хочется, чтобы хоть какое-то подобие цельности было, иначе – в чем смысл?». Но это не значит, что новый альбом «Ляписов» целиком и полностью зациклен на какой-то одной теме. Популизм в политике, консумеризм как главная болезнь современной цивилизации, поиски человеком своих национальных корней, соответствие публичного образа артиста его истинному лицу, превращение рок-музыки в эмтивишную жвачку – это лишь некоторые вопросы, которые волнуют Михалка сегодня. И обо всем этом он высказался в своих новых песнях – в традиционной для нынешних «Ляписов» остросатирической манере.

В трек-лист «Манифеста» вошло 12 песен, в том числе – один англоязычный кавер и две композиции на белорусском языке. «Вообще, белорусский – не мой родной язык, – напоминает Михалок. – Мне на нем говорить трудно, а вот писать легко, так как многие фразы, которые по-русски звучали бы вульгарно и жестко, благодаря белорусской фонетике звучат мягко. Язык – это ведь тоже инструмент. Но это никакая не стилизация, это настоящий белорусский язык. У меня много друзей, которые его знают, моя девушка хорошо по-белорусски говорит – так что я у них специально консультировался. Наверняка какие-то мелкие ошибки в моих текстах есть, но их даже в разговорной речи у профессоров можно услышать».

Сергей Михалок неоднократно называл «Капитал» первым альбомом группы – в том смысле, что его выход ознаменовал собой рождение новых «Ляписов», которые сумели пробиться к новой для себя альтернативной аудитории. Но «кризиса второго альбома» (которым по этой логике станет «Манифест») Михалок не боится: «Манифест» – это такой юношеский задор в сочетании с опытом и мастерством. Мне не 17 лет, чтобы допускать множество ошибок. Я все секу, я живу здесь и сейчас, смысл моих духовных изысканий – жить сегодняшним днем. Я не очень надеюсь на помощь вчерашних побед и не очень боюсь завтрашних поражений. В любом случае, самое интересное во вторых пластинках – это то, что они получаются не такими, как все ожидают. Главное, что мой альбом получится таким, каким его ожидаю я».

О ближайших планах «Ляписов»
14 сентября в Витебске состоится мировая премьера программы «Манифест», 25 сентября стартует «Манифест-тур», в рамках которого группа даст около 30 концертов в разных регионах России и ближнего Зарубежья, а 24 октября новая пластинка «Ляписов» будет презентована в московском клубе «Б1 Maximum».

Прямая речь
(Сергей Михалок о песнях с альбома «Манифест»)
1.    Манифест
На сегодняшний момент эта песня – визитная карточка группы «Ляпис Трубецкой», она отражает наше мировоззрение. Но это песня с двумя смыслами. Один смысл прямой – т.е. некий человек анархических взглядов призывает всех к анархическому хаосу: легализовать наркотики, бесплатно раздавать спиртное, разрушить все властные структуры… Это попахивает утопией. Но в припеве раскрываются настоящие мотивы этого человека, мы понимаем, что он это делает ради собственной выгоды и готов в своих обещаниях дойти до любого маразма. Политики нам все больше и больше обещают во время своих предвыборных кампаний: какие-то новые свободы, денежные поощрения, манну небесную… Ну а этот человек готов сыграть на совсем уж низменных чувствах. Ведь очень много на самом деле есть людей, которые хотели бы пожить во времена хаоса и полного дестроя. Вот он к ним и обращается. То есть это наш иронический взгляд на новых мессий, которые зачастую оказываются особо хитрожопыми политиками.
2.    Рок-пупсы
«Пупсы» написаны в  совершенно неожиданном для нас стиле – что-то типа ска-глэм-хард-рока. Были такие группы: Cinderella, Bon Jovi, Whitesnake… На мой взгляд, с них началась профанация образа современного музыканта, а потом этот образ растиражировало MTV. Образцово-показательный рок-музыкант сегодня – это барабанщик группы Motley Crue, растатуированный, достаточно тупой чувак с парой чувих под мышками, который бухает, дерется в барах, вокруг него всегда Содом и Гоморра. Он на пике славы, но ни один человек в мире представления не имеет, что он там поет или играет. А это в принципе и неважно. Или взять группу Bon Jovi – это такая консервная банка. По сути они всю жизнь фигачат одну и ту же песню. Индустрия позволяет все это записывать четко, шоу – на уровне мировых стандартов. Т.е. полный дурдом. Я против такой рок-музыки. А еще имидж у них классный: «казаки», штаны облегающие, куча платков каких-то понавязано – лично у меня это вызывает усмешку. Особенно, когда я смотрю на местных последователей этой традиции, которые играют по кабакам в своих ковбойских шляпах какие-то стандарты – ведь у нас этот музыкальный стиль, по большому счету, не прижился. В общем, можно сказать, что это песня про то, что 50-летние ржавые морщинистые чуваки пытаются выглядеть как Джек Воробей и при этом считают себя дико крутыми музыкантами олдскула.
3.    Галактика
В этой песне поется о человеческом обжорстве, о том, что, в принципе, один из самых главных земных пороков – это обжорство в любом виде. Человеку всегда чего-то не хватает – еды, телевизора, денег. В этом – главная проблема общества потребления. Не важно, что ты сам из себя представляешь, не важны твои знания и достижения, потому что все это потом переводится в некий суррогат. Это уже достаточно банально, но я вижу только один выход для человечества – надо сильно поумерить свой пыл. Т.е. люди и государства в какой-то момент начинают меряться своими благами, своими золотыми запасами, своим ВВП. Все это превращается в такую религию. А я считаю, что над этим надо смеяться. Т.е. это должно быть западло. Я, конечно, не пытаюсь решать проблемы на планетарном уровне. Я считаю, что надо строить мир вокруг себя. Но вот как раз в среде моих друзей человек, который чрезмерно гордится своими авто или квартирами, вызывает в лучшем случае добрую усмешку, а в худшем – над ним просто стебутся. Еще в этой песне представлена пара эзотерических персонажей: например, Адам Кадман из кабалистики. Я в свое время понял: чтобы прослыть интеллектуалом, нужно использовать в своем творчестве как можно больше заимствований и мастерить как можно больше интеллектуальных головоломок. Тогда человеку со стороны меня сложно идентифицировать. Кто я – православный или буддист? Анархист я или монархист, или, может быть, правый радикал? Мне нравятся различные образы. Конечно, все это попахивает словоблудием, но мне и самому интересно слушать тексты, в которых присутствуют какие-то исторические персонажи. Они добавляют веса в нашу попсовую белиберду. И потом – все, чем я увлекаюсь, о чем читаю, часто отражается в песнях. В свое время я пытался отделять себя  от песен, не допускать в песни реальные истории, которые присутствуют рядом со мной. Сейчас наоборот – они все находят отражение в песнях. В принципе, быть поверхностным эрудитом – это один из способов выживания в нашем мире. Надо знать обо всем понемногу. Я вот стараюсь постоянно узнавать что-то новое. А если это мне очень сильно интересно – то учу до конца.
4.    Жлоб
Это такая самоироничная песня. Потому что я на своей шкуре испытываю влияние масс-медийного образа. Сколько бы ты не написал хороших песен, сколько бы не выпустил альтернативно-андеграудных альбомов и какой бы популярностью они не пользовались, все равно твой растиражированный образ создают люди, которые по сути музыкой не интересуются. Для них твое творчество состоит из 5-6 шлягеров. Т.е. этих людей не интересует твое развитие – их интересуют только артефакты из твоего прошлого. И очень большой соблазн – согласиться с этими людьми и существовать в рамках 5 шлягеров. Потому что вырваться за эти рамки очень сложно. Вроде играешь музыку громкую, а тебя все зовут на корпоративы. Т.е. для кого-то ты модернист, а для кого-то так и остался ресторанным клоуном. В любом случае – эта песня эта обращена ко мне лично, а не ко всей группе «Ляпис Трубецкой».
5.    12 обезьян
Эта песня ну, практически, про молодость мою. Когда хватает сил верить во все идеи. Когда тебе кажется, что с каждым днем жизнь становится все лучше и лучше. Причем, видимые изменения происходят благодаря твоему личному вкладу. Ты меньше всего внимания обращаешь на самого себя, занимаешься саморазрушением, бухаешь там и все такое, но при этом занимаешься планетой. Ну, такие, как правило, не возвращаются – сбухиваются, садятся в тюрьмы. И к 30 годам у них вместо огонька в глазах – только желание новой дозы. Ну, часто так бывает. Поэтому я думаю, что нужно побольше на себя внимания обращать. Вот есть фильм «12 обезьян». Там была банда, которая боролась за мифические идеи и спустя много лет их признали какими-то великими. А они, кроме того, чтобы выпустить животных из зоопарка – ничего и сделать-то не могли. И все эти молодежные группировки, все анархические банды – большинство их глобальных идей живет только внутри этой маленькой группировки. А ничего реального они не делают. Так что быть идейным борцом – это хорошо, но, в любом случае, лучше начинать борьбу с себя самого. Потому что и один в поле воин. Я так считаю.
6.    I Wanna Be Your Boyfriend
Это кавер на песню группы Ramones, одной из моих любимых групп. Кстати, к вопросу о корнях панк-культуры – что тру, что не тру. Насколько я знаю, музыка, которую сейчас называют поп-панком, появилась раньше той музыки, которая считается классическим панк-роком. Группа Ramones выпустила свой диск раньше Sex Pistols. И стеб их был направлен не против каких-то там конкретных политических деятелей, они просто стебались над социумом, над эстеблишментом. Их волновали проблемы «спящих». Ну, в принципе то, что меня сейчас волнует. Поэтому мои тексты перекликаются с их ранними песнями. А конкретно «Бойфренда» мы сделали несколько лет назад для Ramones Kidz – это был трибьют такой русскоязычный. Но тогда песня была совсем малобюджетно записана, на скорую руку, и нам захотелось записать ее нормально.
7.    Крэкс, пэкс, фэкс!
Это классическая лирика группы «Ляпис Трубецкой», классический медляк, как «Огоньки», «Ласточки»... Я имею в виду текст. А по музыке это ближе всего к ранней традиции – Skatalites, скинхед-регги... Все мягко, красиво. Очень древняя и очень добрая музыка.
8.    Belarus Freedom
Это одна из двух белорусскоязычных песен на новом альбоме – такой грустный натюрморт по поводу нашей действительности. Многие люди, которые приезжают к нам в гости, восхищаются чистотой нашей страны. Т.е. все приезжают к нам такие счастливые, им всем нравятся наши скверы и бульвары, они даже дают интервью по этому поводу. Но ни один человек не хочет остаться. Собственно, про это и песня. Вроде все хорошо, но воздух-то спертый. Поэтому не хотят оставаться, не могут выдержать больше 10 дней. Их всех тянет назад в свой хаос, в свой дикий капитализм. А я в Беларуси живу уже очень давно. Поэтому и написал эту песню. Классная страна, но очень не хватает свежего ветра. Чисто так атмосферно.
9.    Клип
Песня «Клип» родилась из наших встреч с многочисленными режиссерами, которые делились с нами своими представлениями о том, какое бы они сделали для нас видео. Пересказывали какие-то сценарии, и я в какой-то момент понял, что мне это напоминает. В детстве, когда появились первые видеофильмы, у нас в пионерлагерях было очень модно их пересказывать. В основном, ужастики. «Кошмар на улице Вязов», например. И появился такой жанр – «пересказать видик». Рассказать фильм «Коммандо», или «Нечто», или «Пятница, 13-е». Я, кстати, неплохо тогда пересказывал. И вот эти фантазии режиссеров мне напомнили детские пересказывания видиков. Когда люди рассказывают о своих идеях, которые зачастую даже не могут воплотить, а может быть и не надо их воплощать. И у меня возникла идея написать несколько сценариев прогрессивного видео. Если их кто нибудь снимет, то это будут шедевры современного видеоарта. Если идей не хватает – то мы еще подкинем. Секс-хоррор, трэш-шапито – у нас в этих жанрах еще никто не научился снимать.
10.    Зорачкi
Песня «Зорачкi» – она такая, даже не космополитичная, а еще шире – по поводу корней. Насколько важно или не важно, где человек родился. По поводу самоидентификации. Я, например, считаю что наша Родина – это космос, и все разговоры по поводу границ – вообще неуместны. Эта песня тоже на белорусском языке. Меня часто обвиняли: вот, живет в Белоруссии, а поет не по-белорусски. Но для каждой идеи должна подбираться своя собственная форма, которая подходит только ей. Есть идеи, которые нужно выражать на русском языке, есть, которые на английском. Я не считаю, что великая песня стала великой от того, что спета на японском или китайском языке. Смысл в том, что все должно сходиться. А «Зорачкi» – я хотел, чтобы это была лирическая песня. И белорусский язык тут мне помог.
11.    Трубецкой
Это по поводу нашего названия. Оно само по себе очень китчевое. Все сразу вспоминают «12 стульев», но не будем забывать, что сам по себе ляпис – это философский камень. Присутствующий во многих эзотерических и алхимических учениях. С другой стороны – это похоже на ляпсус, ну такая типа лоховская ошибка. А Трубецкой нас сразу отправляет в дворянские времена – у человека наверняка был титул, это старинная фамилия, уходящая корнями в глубину веков, фамилия, открывающая царские ворота. Такая зычная и громкая. Вместе два слова образуют какой-то абсурд. И это сочетание несочетаемого для нас очень важно. Настоящая музыка группы «Ляпис Трубецкой» – это такой замес, когда в текстах встречаются реальные нелепости и откровенный тупизм, но все это сыграно мощно, красиво, с царской подачей… Тогда получается гремучая смесь, которая несет основной посыл нашего творчества и выражается в трех латинских словах «Castigat ridento mores» – «Смехом бичуют нравы». Ну вот это наше творческое бусидо. В конце концов, все нормальные страны, фирмы и футбольные клубы сочиняют себе гимны, и это повышает их патриотическую самооценку. Может, это будет наш собственный гимн. Если он не будет приятен другим людям, то мы будем сами себе его исполнять и проникаться коллективной гордостью.
12.    Рыбка золотая
Мне кажется, если рассматривать пластинку как цельное произведение, то в конце должно быть состояние не «готов к труду и обороне», конечно, а «потрудился-поборолся». Такая нирвана, гармония, объединение с природой. Поэтому хотелось, чтобы альбом завершался просто красивой песней. Я выбрал очень правильный такой гармонический квадрат, который присутствует в репертуаре практически всех исполнителей. Он благозвучный, его легко на гитаре подобрать. И спел очень короткую песню про свое сегодняшнее состояние. Я ведь очень спокоен сейчас, хотя внешне кажется, что я один из самых циничных клоунов в русскоговорящем пространстве. У нас есть несколько таких персонажей, рядом с которыми постоянно присутствуют слова «отжёг», «громит», «валит» – и меня, кажется, причисляют к их числу… А на самом деле я сейчас очень спокойный, умиротворенный человек.

  • 15 августа 15:46 Spotify запустил свой сайт для продажи билетов на живые ивенты    0
  • 17 января 17:23 В Киеве выступит знаменитый американский певец Khalid    0
  • 01 ноября 13:00 В Киев снова приедут Imagine Dragons с концертом    0
  • 26 октября 16:03 Известно, кто победил в нацотборе на "Детское Евровидение" в 2021 году (видео)    0
  • 28 сентября 11:51 В Киев едут победители "Евровидения-2021" из Италии Måneskin    0
  • 01 июля 10:32 Два дня Atlas Weekend Friends Edition сделают бесплатными    0
  • 18 апреля 10:22 В Киеве выступит CREW LOVE    0
  • 13:31 Мартин Гор пригласил поклонников на киевское шоу Depeche Mode    0
  • 08 января 14:57 Отпразднуйте День Влюбленных на концерте группы Depeche Mode!    0
  • 19 декабря 16:28 Концертное агентство «Аншлаг» в преддверии новогодних праздников проводит акцию    0
  • 19 декабря 13:18 Новый альбом KAZAKY уже в iTunes    0
  • 11 ноября 10:00 Леди Гага уже задумывается о детях    0
  • 21 октября 11:11 Виступ групи “Втрачаю контроль” у Freud House    0
  • 15 октября 11:14 19 октября состоится грандиозное шоу Ани Лорак при участии специальных гостей    0
  • 14 октября 13:50 Колектив “Al Andalus” у FREUD HOUSE cafe art club    0
  • 23 сентября 14:11 Эмика везет в Киев эротическое шоу    0
  • 16 сентября 11:37 Новый клип от Оркестра Дзержинского - Женщина    0
  • 11 сентября 15:05 На Нашем Радио начали разыгрывать людей    0
  • 02 сентября 13:35 Longer Party: Тимати едет в Киев!    0
  • 17:00 Джастин Бибер ездил по Калифорнии без прав    0