Вчера в столичном центре «Мастер-класс» в рамках проекта The Rhythm Road («Дорога ритма»), цель которого – донести творчество лучших американских исполнителей меломанам всего мира, прошло выступление Квартета Райана Коэна. Организаторы «Дороги ритма» считают себя последователями масштабного проекта середины прошлого века Jazz Ambassadors («Послы джаза»), в котором принимали участие легенды американской музыки Луи Армстронг, Бенни Гудмен, Диззи Гиллеспи, Дюк Еллингтон и Дейв Брубэк.
Квартет Райана Коэна принимает участие в туре The Rhythm Road во второй раз. Музыканты уже успели порадовать своими концертами многие страны Африки и Ближнего Востока, и вот настал наш черед.
В состав этого квартета, которым руководит один из наиболее прогрессивных молодых джазовых пианистов мира, входят: сам Райан, неоднократный лауреат различных музыкальных премий, Джоф Бредфилд (саксофон), Лоурин Коэн (контрабас), Коуби Воткинс (ударные, перкуссия).
А теперь немножко о том, что же происходило на сцене. Сначала о небольшом недостатке. Звучание контрабаса оставляло желать лучшего. Ну не может быть таким нечитаемым и блеклым звук инструмента, который должен задавать фундамент и тон, служить основой (вместе с барабанами) для всех последующих музыкальных наслоений! Но звукорежиссерам удалось «придушить» инструмент Лоурина Коэна. Немудрено, что соло контрабасиста звучали тускло и терялись на общем фоне. Это, по-видимому, не мог не чувствовать сам музыкант, он заметно нервничал, отчего ему поначалу с трудом давались несложные, даже по меркам рядового басиста-рокера, пассажи.
Но эта капля дегтя не испортила общее впечатление от концерта. А впечатления остались очень даже положительными. Особенно понравилось то, как искусно и гармонично музыканты чередуют свои композиции. Так, после продолжительной медленной и печальной пьесы, которая началась и закончилась фортепиано и, по словам Райана Коэна, была посвящена его дедушке, музыканты умело переводили еще не успевших уснуть слушателей в состояние, близкое к экстазу, благодаря невообразимым соло барабанов Коуби Воткинса. Интересно, что этот молодой темнокожий (ему всего 37 лет!) ударник имеет не только музыкальное, но и преподавательское образование. Зрители с упоительным восторгом следили за виртуозно мелькающими в его руках палочками. Соло на барабанах плавно переходило в очередную мини-сюиту, увлекая в музыкальный водоворот не успевшего прийти в себя слушателя. И чтобы окончательно ошарашить слушателей, музыканты исполнили знаменитый «Караван» Дюка Эллингтона. Да как исполняют! Это просто нужно было слышать.
К слову, автор большинства композиций, которые исполняет квартет, - сам Райан Коэн. Видимо, он музыкален до мозга костей. Воспитанный мамой – пианисткой и гитаристкой, затем скрипачами, потом пересевший за фортепиано, он сочиняет абсолютно оригинальные композиции. Но при этом они не заумны – кажется, что их знаешь очень давно… То есть он – автор шлягеров в хорошем смысле этого слова, который к тому же увлекательно и свежо обрабатывает свои темы: внутри них одновременно пульсирует латина и тянется блюз. Не зря этого пианиста-виртуоза из Чикаго американская джазовая критика считает «одним из лучших композиторов и пианистов на молодой сцене». Он много концертирует с собственными проектами и с американскими джазовыми звездами, скажем, с Фредди Хаббардом, Куртом Эллингом, Пакито Д. Риверой.
«Послужной список» можно продолжить – это сочинение музыки к фильмам, сотрудничество с камерными ансамблями, преподавание в институте джаза в Skidmore (Нью-Йорк) и Bloom School of Jazz (Чикаго) и одновременно работа как независимого преподавателя.
Последний диск квартета One Sky: Tone Poems For Humanity 2007 года, по словам критиков, «самая оригинальная и неотразимая работа Коэна». Пластинка получила восторженные отзывы прессы.
Каждый участник
Ryan Cohen Quartet – всамделишный ас, годами оттачивающий свое мастерство и уникальную манеру исполнения. У союза фортепиано, саксофона, контрабаса и ударных вообще особенная энергетика.
«Мы относимся к джазу и к нашей манере исполнения как к серьезному искусству, - отмечает контрабасист Лорин Коэн. Но почему оригинальность должна исключать возможность наслаждаться музыкой? Мы выступаем за демократичность исполняемого репертуара».
А от себя хочется добавить – главное, чтобы демократичность репертуара не приблизила этот замечательный коллектив к массовому искусству. Хотя нет – уж это вряд ли.