Караоке по-русски
Теперь это уже дела давно минувших дней. Впервые появившись в Стране Восходящего Солнца, караоке получило распространение по всему миру. Однако к нам эта новинка попала, совершив путешествие через другие страны. Благодаря первым поездкам за «железный занавес» корейская игрушка появилась и у нас. И это как раз тогда, когда страна всё ещё находилась в информационном вакууме - мы только попробовали сникерсы и приобрели видеомагнитофоны. Караоке-диковинка привлекала внимание уже тем, что там на экране появлялись слова любимых «импортных» песен (с каким удовольствием ресторанные музыканты списывали слова знаменитых шлягеров!).
Развитие караоке в наших краях имеет четырнадцатилетнюю историю. Такой «подростковый» возраст говорит о многом. С одной стороны уже начавшие формироваться жизненные принципы, с другой - некоторая непредсказуемость. Наверное, это самое подходящее время, чтобы вспомнить о первых шагах.
Сейчас мало кто помнит, что пионером в области выпуска специальной аппаратуры стала японская фирма «Pioneer». Их огромные диски, похожие на грампластинки вмещали всего 20 песен. И всего лишь 14 русских. Дороговизна и непрактичность не позволили массово применять эти аппараты. Но именно они использовались в первых заведениях караоке.
Позже появились аппараты, носителями в которых были ПЗУ и использовались профессиональные звуковые карты Roland. Это обеспечивало оперативность использования большого количества песен и хорошее качество фонограмм. Настоящая история начинается именно с производства аппаратов «Ян пен», позже претерпевших ребрендинг и получивших название «ДЭУ» (современная версия аппаратов «Daewoo» - «AST-88»). Они были специально адаптированы для отечественного рынка, и до сих пор, несмотря на свой солидный возраст, используются практически во всех клубах. В это же время корейская компания «Samsung» обратила внимание на разработку этого направления. Но так как эксклюзивное право на выпуск караоке для нашей страны как оборудования было уже получено фирмой «Ян пен», «Samsung» вынужден был пойти на такой маркетинговый ход, как создание CD-oke. Эти компании формировали две разные ниши. «Ян пен» по сей день в сознании потребителя связан с профессиональным, коммерческим караоке, а CD-oke, став DVD-караоке, относится к разряду бытовой техники.
Далее определилось две концепции в развитии караоке. Наряду с комнатной системой появились караоке - концертные площадки со всеми атрибутами «живых» концертов: профессиональным звуком и светом, звукорежиссёром и даже бэк-вокалом. Нужно признать, что пение в караоке - развлечение достаточно дорогое.
История показывает, что увлечение созданием дорогих клубов с концертным оборудованием наблюдалось в Японии, Корее лет десять-двенадцать назад. Затем это движение пошло на убыль. Однако, если учитывать особенности нашего менталитета, то все-таки можно предположить, что пение в караоке-залах окажется более перспективным, чем комнатная система. Только время покажет: действительно это караоке по-русски или все-таки неизбежный этап, который проходят все.
Сегодня, когда уже нет нужды объяснять, что такое караоке, все это стало историей, но историей, которая требует своего развития.
Андрей Ли