Как прошел концерт белорусов "Ляписа Трубецкого"
Касательно эволюции творчества белорусской группы «Ляпис Трубецкой», кажется, сказано уже всё, что можно. За последние пять лет изменения коснулись всего – от внешнего вида фронтмена Сергея Михалка до непосредственно репертуара группы. Из доброй постсоветской лирики о городе Сочи и голубях «Ляписы» ушли во вполне определенный ска-панк. Который, как показал вчерашний концерт в Crystall hall, звучит еще жестче, чем предполагалось.
Вспомните, каким запомнился вам Сергей Михалок когда-то давно? Добрый полненький белорус, грустно и смешно цепляющий самые чувствительные фибры постсоветской души. Такой «Ляпис Трубецкой», стебущийся и ностальгирующий одновременно, своим стилем дал пример многим зародившимся сразу в нескольких СНГ-шных государствах группам. Zdob si Zdub, Т.И.К., Mad Heads – очень сложно не провести хотя бы несколько параллелей в их творчестве.
Однако, как признался сам Михалок, этот имидж в определенный момент сыграл с группой злую шутку. «Мы пытались делать какие-то новые альбомы, но все подхватывали «Сочи», «Голубей», и я понял, что винегрета, не побоюсь теперь этого слова, не получается и нужно выбирать. Либо играть этот стёбный псевдошансон и похоронить себя на корпоративах, либо рискнуть и начать с нуля» - признается Михалок.
В последние годы творчество «Ляписа» навсегда избавилось от всех клише, которые, так или иначе, связывают с группой. На концерт в Crystall hall они вышли под самоуверенную, но харизматичную «К нам приехал Трубецкой», что задало определенный тон всему предстоящему концерту. И лишним будет говорить, что на сцене появился уже вовсе не тот спокойный добрячок. В новом образе, после измененного образа жизни и занятий тайским боксом, Михалок скорее похож на такого себе британского хулигана сродни Робби Уильямса с бритой головой и отличной физической формой. Это совершенно не означает, что образ «Ляписов» отказался от методики добрых издевательств над всем, о чем они говорят и поют. Смешно и почти незлобно. Все это присутствует в их песнях, как и прежде, хотя уже совершенно в другом виде – больше социальных мотивов, издевательств над шоу-бизнесом и массовой культурой.
Чтобы четче понять, о чем идет речь, лучше просто ознакомиться с тремя последними студийными альбомами группы: «Капитал», «Манифест» и «Культпросвет». Вживую ощущение от нового звучания «Ляписа» складывается гораздо более тяжелое, чем от студийных вариантов. Наверное, именно поэтому выкриков с названиями старых, уже проверенных хитов «Ты кинула», «Ласточки», «Сочи» по ходу концерта становилось больше.
В перерывах между песнями Михалок с уже отточенным мастерством продекламировал стихи Маяковского, разбавленные собственными едкими словесными пассажами. Все это давало окончательно понять стёбно-интеллектуальный, но очень решительный настрой музыканта.
Практически вся программа состояла из последних записей группы. Несколько раз Михалок уже вроде бы шел на поводу у публики, обещая спеть один из тех хитов, которые от него требует конъюнктура, но снова хитро и харизматично увиливал, твёрдо отвечая другой песней.
Действительно, форма этих песен осталась прежней – очень задорной и ироничной - но полностью сменилась тематика. Ну когда бы еще белорусские ребята исполнили бы песню Егора Летова «Убей в себе государство» уже на свой фирменный манер, как не сейчас?
Возможно, у кого-то из присутствующих и есть какая-то скрытая или открытая обида на то, что они так и не услышали уже давно выученных песен. Однако факт остается фактом: «Ляпис» и без них крепко держал публику с присущим им драйвом. А во-вторых, для теперешнего «Ляписа Трубецкого» это скорее вопрос самоорганизации и соблюдения своего нового стиля при старом разгульном настроении.