История группы Santana
Впрочем, сам по себе, без группы Сантана - тоже более чем замечательное явление в роке. Отец Карлоса Хосе умел играть на скрипке и привил сыну любовь к мексиканской народной музыке, которую тот уже самостоятельно дополнил страстью к американскому ритм-энд-блюзу. В 8 лет Сантана был вполне профессиональным гитаристом, и его вклад в семейный бюджет был весьма весомым. Первой группой будущего мастера была TJ'S, аккомпанировавшая стриптизершам в клубе города Тихуана.
Переехав с родителями в Сан-Франциско, Карлос понял, что пришла пора реализовывать себя в своей команде, и вместе с великолепным клавишником Греггом Роли собрал в октябре 1966 г. The Santana Blues Band; два года группа выступала по клубам, прежде чем сменила название на Santana и, дополнив состав двумя перкуссионистами, начала восхождение к славе. Заметными этапами в карьере группы стали участие в фестивалях "Sky River Rock Festival And Lighter-Than-Air Fair" (2 сентября 1968 г.), "Atlantic City Pop Festival" (1 августа 1969 г.), Вудстоке - его официальное название звучит как "Woodstock Music & Art Fair" (15 августа 1969 г.) и "Texas International Pop Festival" (30 августа 1969 г.), а также участие в записи альбома Эла Купера и Майка Блумфилда и выпуск собственного дебютного диска "Santana" (US-4/UK-26).
Благодаря хорошей концертной "раскрутке" и хвалебным отзывам критики альбом встретил теплый прием у любителей рока. Музыкальная формула, найденная Сантаной, была проста, но необычайно эффектна - традиционный хипповский гитарный рок, замешанный на блюзовой психоделии, накладывался на латиноамериканскую ритмику с обилием перкуссии, подтанцовок и лихих испаноязычных выкриков, и устоять перед этим коктейлем было невозможно.
В начале 70-х Сантана начал понемногу интересоваться джазом - сначала под влиянием великого ударника Бадди Майлза, а затем благодаря дружбе с Джоном МакЛафлином-Махавишну, с которым Карлоса связывало общее увлечение индуизмом.
Общий кризис классического рока в конце 70-х отразился и на творчестве Сантаны - оно стало более предсказуемым, а иногда откровенно скучным. Более-менее выделяется лишь альбом 1982 г. "Shango" (US-22/ UK-35), наполненный прежней энергией, да блюзовая сольная программа 1983 г. "Havana Moon", записанная с участием Вилли Нельсона и The Fabulous Thunderbirds.
В начале 90-х великий гитарист развернул масштабную концертную работу, получил множество премий за свою деятельность, активно помогал в записи многочисленным друзьям, но его альбомы привлекали внимание только старых испытанных фанов латин-рока и редко поднимались выше американского Топ-180. Казалось, на Сантане можно ставить крест, но 1999 г. опрокинул вверх тормашками все преждевременные прогнозы - новый альбом, яркий и свежий "Supernatural" (US-1/UK-1), ознаменовавший собой возврат к стилистике начала 70-х, стал одним из бестселлеров сезона (5 миллионов проданных копий), записанная с вокалистом Matchbox 20 Робом Томасом композиция "Smooth" заставила многих открыть для себя Santana, а все звезды "латиноамериканского вторжения", начиная с Рики Мартина, в голос говорили о влиянии, которое оказал на них Карлос. В марте 2000 г. ветеран латин-рока получил за свою последнюю работу 9 премий "Грэмми". На родине ему был сооружен прижизненный памятник.