Эксклюзивное интервью с французским режиссером Жан-Люком Перреаром
Начало зимы в столице ознаменовалось фестивалем «Уик-энд в Каннах», который проходил с 1 по 4 декабря в кинотеатре «Киев». Среди лучших лент международного кинофестиваля в Каннах киевлянам показали и фильм представителя молодого поколения французских режиссеров Жан-Люка Перреара «Крутой поворот» (еItineraire bis, 2011), мировая премьера которого, к слову, состоялась минувшим летом на Одесском международном кинофестивале.
Нам удалось встретиться с Жан-Люком и в спокойной обстановке лаунж-бара отеля «Рэдиссон», в котором режиссер остановился, разузнать о подробностях создания его первой полнометражки, о том, каков он на съемочной площадке, и о планах на будущее.
Сценаристом фильма «Крутой поворот» является Пьер Сальвадори (сценарист фильма «Роковая красотка» с Одри Тоту - прим. ред.). Правда, я сам полностью переписал его сценарий: согласно первоначальному тексту события должны были происходить в Бретани, я же перенес действие ленты на Корсику.
Своим фильмом я хотел сказать зрителям, что человеку нужно идти на риск. Например, необходимо, преодолев свои страхи, осмелиться прыгнуть в воду, как это делает в конце мой персонаж. Словом, надо стремиться жить на полную, идти к своей цели.
Поскольку «Крутой поворот» - это комедия, то некоторые черты героя Фреда Тесто несколько надуманны и преувеличены, но в своей жизни я не раз встречал людей, похожих на этого персонажа. Да и я сам немного на него смахиваю. Он покинул свою семью, друзей и привычное окружение с целью жить своей жизнью, а я уехал из родного города в Париж для того, чтобы попробовать себя в кино. Это ведь тоже в некотором роде авантюра, рискованное приключение.
По образованию я оператор. Много работал над документальными фильмами. И мне вдруг захотелось создать вещь, абсолютно отличающуюся от того, что я делал раньше. Поэтому я и взялся снимать именно романтическую комедию. Параллельно я продолжаю работать над документальными лентами.
Съемки «Крутого поворота» проходили в мае-июне 2010 года и длились всего 35 дней. Мы работали очень быстро. С одной стороны, справиться с такой трудоемкой работой в столь короткий срок помогло то, что мы хорошо подготовились. С другой стороны, это получилось благодаря профессиональной команде, которая все схватывала буквально на лету.
Съемочная команда насчитывала 60 человек. Соответственно, моя режиссерская работа состояла в том, чтобы управлять таким количеством людей. Для меня это было настоящим вызовом и, как это обычно бывает, оказалось главной трудностью первого полнометражного фильма.
Пригласив Фреда Тесто и Лейлу Бехти на главные роли, я хотел создать новый комедийный дуэт. И я очень доволен результатом. Во Франции сложно найти актера для своего первого фильма. Передо мной стояла задача подобрать такого человека, который был бы достаточно известен в определенных кругах, но при этом не слишком часто появлялся на экране. К тому же я поставил перед собой цель не брать профессионального комика. Поэтому я пошел на этот риск - и пригласил в свою ленту Фреда. В «Крутом повороте» он первый раз в жизни играет комическую роль и создает на экране такой трогательный образ (обычно Тесто играет полицейских в сериалах - прим. ред.).
Лейла - известная французская актриса, которая снималась во многих фильмах. Я был уверен в том, что она задаст ритм и сможет вдохновить Фреда составить ей партию. Тесто восхищался работой Лейлы и старался соответствовать ей, быть на уровне. Успех данного дуэта заключается в том, что Фреда и Лейлу еще ни разу до этого не видели вместе на экране.
Комедийные актеры - очень скромные люди, которым близко чувство страха. Для них играть в комедии - один из способов скрыть свои недостатки, застенчивость. Если честно, Фреду очень близок по характеру его персонаж. Он тоже должен был раскрыться и научиться рисковать, прыгать в воду. Поэтому я создал в фильме такую сцену, которая предусматривает риск. Она должна была помочь Фреду побороть свой страх.
Самое главное и самое сложное в работе режиссера - вести актера и управлять им, чтобы действительно создать такого персонажа, которого ты хочешь создать, и чтобы актер его сыграл.
На съемочной площадке я достаточно требователен и часто нервничаю. Я как режиссер должен задавать ритм съемочной группе, мне нужно вдохновлять и вести за собой всю команду, чтобы она сама хотела быстрее двигаться, качественно работать. Я стараюсь держать активный ритм работы, поэтому я иногда нервничаю.
Работая над лентой, мне пришлось столкнуться с некоторыми трудностями. Поскольку 80% материала мы снимали на пленере, не обошлось без проблем, связанных с погодой. Так как это road movie, нам нужно было постоянно перемещаться с места на место. За месяц мы объехали фактически всю Корсику и часть юга Франции. Еще одна сложность заключалась в том, что много сцен мы снимали на яхте.
Как приняли мою ленту на родине? Это не был большой успех, но это также и не было поражение. Фильм во Франции посмотрели 200 тыс. зрителей. Можно сказать, это средний успех. В целом были разные отзывы - и негативные, и позитивные.
На один негативный отзыв должно приходиться десять позитивных, чтобы восстановить мое душевное равновесие. Я не читал мнения зрителей о моем фильме в интернете, потому что на кинофорумах делятся своими мыслями либо те, кому кино очень понравилось, либо те, кому оно вообще не понравилось. Я достаточно болезненно воспринимаю критику, ведь когда я делаю фильм, до конца не знаю, что из этого получится - что-то хорошее или что-то плохое. Для себя же я отметил плюсы и минусы ленты: объективная критика необходима, чтобы сделать следующий фильм успешным.
Впереди у меня два проекта. Я собираюсь снимать, во-первых, триллер в Гонконге, во-вторых, драматическую комедию. Буду выступать там и как режиссер, и как сценарист. Работа над этими фильмами займет приблизительно два-три года.
Режиссеру нужно быть спокойным, смелым. Необходимо верить в свою идею, надеяться на то, что у тебя будет поддержка (финансовая в том числе), и, конечно же, нужно настроиться на то, что твоя идея воплотится в жизнь и ты преуспеешь.
Когда работаешь оператором, твоя задача - найти правильный фокус, ракурс сцены, кадра; ты должен словить, зафиксировать этот момент как можно быстрее. Соответственно, когда ты потом работаешь над своим фильмом в качестве режиссера, это помогает интуитивно улавливать такие вещи. К тому же для режиссера хорошо знать камеру, все ее возможности, это все равно что для писателя знать грамматику. А я в технических моментах отлично разбираюсь. Таким образом, мой операторский опыт помогает мне в режиссерской работе.
Я всегда хотел стать режиссером. Я делал короткометражные фильмы с 17 лет (учась в лицее, посещал мультимедийное ателье), и мне это очень нравилось. Позже стал оператором, чтобы найти работу в кино. Можно сказать, что теперь у меня две параллельные карьеры.
Я считаю, что прежде всего нужно делать фильм, который тебе близок. Но это очень сложно. Надо не бояться опасных ситуаций, уметь принимать смелые решения - и тогда получится хороший фильм.
Мне нравится разное кино. Я очень люблю фильмы Теренса Малика, Пола Томаса Андерсона, несмотря на то что работы этих режиссеров разительно отличаются от моего кино.
Я мечтаю о том, чтобы продолжать создавать фильмы, моя жизнь - это кино. Хочу также усовершенствовать разные аспекты своей работы, например написание сценариев.