Интервью

Анонимное интервью со стюардессой-киевлянкой

Елена Вазари 11 сентября 2012, 16:37
 0

Это интервью анонимное, потому что никто не хочет остаться без работы. Все о службе украинской стюардессы - от детской мечты до конца карьеры - со слов хрупкой девушки, по уши влюбленной в небо.

Мой папа был авиационным инженером и работал то в Аэрофлоте, то в Борисполе. Большинство моих детских воспоминаний так или иначе связаны с авиацией. Как-то папа услышал о том, что проводится набор бортпроводников в международные авиалинии, и предложил мне попробовать свои силы. На тот момент я только закончила учиться и еще не работала. Мне стало интересно, и я решила сходить на отбор.

Эта работа мне казалась очень престижной – как карьера модели. У многих образ стюардесс формируется романтический – кажется, что это только бесплатные перелеты да путешествия.

Для того, чтобы стать бортпроводницей, важно быть в «золотой середине» - желательно иметь гуманитарное высшее образование, но уровня не выше магистратуры. По мнению многих авиакомпаний, излишне квалифицированные сотрудники (выпускники с профильным техническим образованием, а также с аспирантурой любого профиля) склонны к активной смене места работы, не так мотивированы к труду, как их менее образованные коллеги. Так что нужно выставлять свои заслуги в учебе и работе, но знать меру. Рассказывая о получении стипендии за границей или об опыте управления большим количеством людей, очень просто попасть под штамп «overqualified».

Основными критериями отбора являются рост (от 164 см), внешность, коммуникабельность, хорошее знание минимум одного иностранного языка, стрессоустойчивость и умение работать в команде.

На интервью обязательно нужно приходить в деловом костюме – белая блузка с коротким рукавом, юбка не выше колен, закрытые туфли, обязательные в любое время года колготки, полноценный макияж и собранные в «улитку» или хвост волосы.

Потенциальную стюардессу проверяют на то, может ли она, стоя на кончиках пальцев, достать рукой до отметки 212 см, чтобы в будущем быть способной дотянуться до аварийно-спасательного оборудования на всех типах самолетов. Так что минимальный рост 164 см обусловлен именно этим требованием.

Стюардесс спрашивают о наличии татуировок – шанс стать бортпроводницей при их наличии равняется нулю.

Перед каждым полетом проходит пятнадцатиминутная «летучка». На ней мы знакомимся с командой – летчиками и другими стюардессами. Каждый раз ты летишь с новой командой, поэтому за короткое время перед полетом нужно успеть со всеми перезнакомиться. На маленьких самолетах проще – работает всего 4 бортпроводника. На больших бывает и 16. Очень сложно запомнить имена всех, кто с тобой на борту. При длинных перелетах вместе с нами летит и сменный экипаж - одни стюардессы пытаются поспать, пока другие работают.

Когда мы заходим в самолет, проверяем, есть ли все на местах. Во время рейса нужно не только разносить еду и напитки, но и следить за безопасностью пассажиров. Работа стюардесс сильно отличается от работы официанток – нам нужно помнить много разных деталей, быть постоянно внимательной и уметь быстро запоминать то, что тебе говорят пассажиры. В небе устаешь сильнее, чем на земле – постоянный перепад атмосферного давления, радиация, смена часовых поясов и акклиматизация дают о себе знать.

Когда приземляемся – заполняем документы по остаткам еды и напитков, пересчитываем количество спасательных жилетов, инструкции безопасности и пледы, передаем посылки авиапочты, проверяем, не забыли ли пассажиры свои вещи. В салон заходят таможенники и наземные службы по уборке самолета. При коротких рейсах часто бывает, что самолет стоит не больше двух часов, и не всем стюардессам разрешается выйти в аэропорт – мы остаемся внутри самолета и ждем, пока придут новые пассажиры.

В начале месяца всем стюардессам раздают график полетов – в среднем выходит около 22-25 вылетов. Выходных бывает четыре, в лучшем случае – пять.

Летаем мы часто – минимальный промежуток между перелетами должен быть не меньше 12 часов, часто именно такое время нам и дают. Пока приедешь домой, поешь, поспишь - уже пора ехать в новый рейс.

За 7 месяцев работы у меня было только три возможности выйти из самолета и посмотреть город – я была в Вене, Тбилиси и Лондоне. Все остальные рейсы видела только аэропорты и самолеты. «Засылки», когда команда может пробыть некоторое время в новом месте, даются не всем – чаще стюардессам, которые отработали больше года в компании. Тогда вполне возможно побывать 2 дня в Париже или 4 дня на островах. Путешествия - то, ради чего многие идут в эту профессию, оказывается ничтожно малой частью этой работы.

У стюардесс зарплата состоит из ставки, бонуса по «налетам» и командировочных. Зарплата в украинских авиакомпаниях и, к примеру, арабских сильно отличается. У нас зарабатывают от 600 до 1500 евро, в Emirates или Qatar платят около 2.500 – 3.500 евро. При этом «пятизвездочные» авиалинии оплачивают жилье, а стюардессы, летая в «засылку», останавливаются в отелях мирового уровня – Хаяте, Интерконтинентале или Хилтоне. Многим удается сохранить командировочные, ведь рассчитывают их по ценам отеля. Можно пообедать в отеле за $35, а можно в уличном кафе за $5. Большинство стюардесс предпочитает второй вариант.

Часто стюардессам удается откладывать большую часть зарплаты, так как работа оставляет мало времени на трату денег.


Так что многим удается отложить определенную сумму, уволиться и купить жилье или начать свой бизнес, а кто-то спускает все деньги во время распродаж. Особенно тяжело дается экономить, если живешь в Дубаях - рае для шопоголика. Там всегда первыми выходят все новинки, смешных денег стоят ювелирные изделия, часто проходят торговые фестивали и распродажи, а шопинг-моллам нет конца и краю.

Мои сотрудники – абсолютно разносторонние личности. Несмотря на то, что свободного времени мало, многие успевают учиться, вести свой бизнес и даже воспитывать детей. Я знаю много одиноких мам-стюардесс. Для них работа - это спасение, ведь она всегда дает стабильность и высокие заработки.

Самые тяжелые рейсы – это чартеры. На рейсах в курортные страны самолет всегда забит под завязку. Много детей, много пап, которые не против выпить, и мам, постоянно стоящих в очереди в туалет. Проходя по салону из одного конца в другой, набирается десяток-второй заказов.

Бывает, что выпивший пассажир может нахамить и даже шлепнуть тебя по попе. В такие моменты сложно улыбаться и сохранять спокойствие. Но чаще всего так поступают русские, с европейцами таких проблем почти не бывает. Иногда мужчины приходят в конец салона знакомиться - бывает, что в абсолютно не подходящий момент. Каждая стюардесса реагирует на это по-своему, но, несмотря ни на что, ты всегда должна быть внешне спокойной, ведь ты – лицо компании.

В работе самое сложное – это постоянное общение с разными людьми. Одни заходят в самолет, трясясь от страха, другие – успевают напиться еще в аэропорту, кому-то может стать плохо, кто-то дико паникует при турбулентности или воздушных ямах. Ты знакомишься с новой для себя культурой и восприятием мира, но с другой стороны – ты должен постоянно помнить о том, кто с тобой рядом, контролировать свои жесты и поведение, ведь в разных странах бывает абсолютно противоположное восприятие одних и тех же движений. Так что мультинациональность добавляет стюардессам еще один фактор стресса.

Один из «бонусов» работы – возможность что-то украсть. Многие считают своим то, что есть на борту, и не стесняясь выносят еду, соки, салфетки, алкоголь, посуду. Иногда сумки бортпроводников выборочно проверяют. Если поймают – могут оштрафовать, а в таких больших компаниях, как Emirates, сразу увольняют.

Я никогда не могла понять, зачем некоторым стюардессам огромные чемоданы для коротких рейсов. Однажды видела, как во время полета моя коллега, не стесняясь пассажиров, сметала с полок шкафа в чемодан все, что «плохо» лежало, а потом так же спокойно закрывала чемодан и вместе с ним шла в другой конец салона.

Стаж работы в 20 лет виден на лицо. В конце полета стюардессы заполняют бланки остатков, поэтому если хочется что-то себе взять, нужно это делать до того, как самолет приземлится.

Кто-то уходит потому, что не может построить личную жизнь, а для многих женщин семья и дети – синонимы счастья. Единственный случай, когда удается совмещать семейную жизнь и работу – это если стюардесса замужем за кем-то из авиации.

Для многих девушек наилучшей перспективой является знакомство с будущем мужем на борту самолета. Я лично знаю три истории, когда девушки выходили замуж за пассажиров из бизнес-класса. Именно в этом классе чаще всего встречаются постоянные пассажиры, которые стабильно летают в командировки рейсами одной и той же авиалинией и заходят на борт самолета, как к себе домой.

Я знала многих стюардесс, которые летают уже и 10, и 20 лет. Не знаю, как им это удается – многие сильно поправляются на работе, ведь питание для стюардесс на борту на порядок качественнее того, что обычно дают пассажирам. Многие жалуются на рутинность работы и отсутствие какого-то развития. Поэтому часто стюардессы пытаются вести активный образ жизни – занимаются спортом, читают, учатся на он-лайн курсах и обзаводятся разнообразными хобби.

Работа бортпроводником подходит людям, которые любят стабильность и не стремятся к каким-либо вершинам. Это очень финансово безопасная и примитивная работа, где ты можешь не беспокоиться о своем будущем – у тебя есть график на месяц, ты знаешь, где ты будешь и чем можешь заняться в свободное время.

Раз в год ты можешь воспользоваться бесплатным авиабилетом, а также ты и твоя семья получаете большие скидки на авиаперелеты. Если работать долго – можно увидеть по маленьким кусочкам весь мир, а выйдя на пенсию получить большую премию по выслуге лет.

Работа стюардессой - это хорошо высокооплачиваемый труд во многом благодаря тому, что она предполагает большой риск для здоровья. Не многие знают о том, что при перелете люди получают большую дозу радиации. Один короткий рейс равен по облучению флюорографии, которую врачи рекомендуют делать не чаще раза в год.


Длительный перелет Киев–Нью-Йорк в две стороны равен экскурсии к ядерному реактору в Чернобыльской зоне. Радиационный фон и давление атмосферы влияет на сердечно-сосудистую систему. Издержками профессии часто бывает варикозное расширение вен, гинекологические проблемы – вплоть до бесплодия. У меня лично очень сильно увеличился щитовидный узел. Мне пришлось проходить дорогостоящее исследование, брать пункцию и лечиться.

Каждый год стюардессы проходят медкомиссию, после которой выдается заключение – «пригодна» или «не пригодна» к полетам.

  • 27 января 11:36 Иосиф Пеняк: Уверен – олимпийская медаль будет моей!    0
  • 14 августа 17:30 Будь «В теме» с М1    0
  • 01 июля 18:28 «Дети детям» снова подарила шанс на жизнь маленькой девочке    0
  • 19 июня 11:49 Студия «Мамахохотала» устроила для киевлян праздник смеха    0
  • 30 мая 13:46 Андрей Искорнев проведет он-лайн-конференцию на tochka.net    0
  • 19 февраля 14:52 Виктор Пинчук инвестирует проекты в рамках инициативы Giving Pledge    0
  • 03 октября 12:00 Лучший менталист Украины представит уникальное шоу в Киеве    0
  • 14:00 Дизайнер нарядов Бейонсе, Кайли Миноуг и Lady GaGa представит свои коллекции в Киеве!    0
  • 21 сентября 18:00 Украинская правда знакомит с основателем проекта "Интересный Киев" Арсением Финбергом    0
  • 21 сентября 14:35 TEDxKyiv собирает на платформу-конференцию TEDxCity2.0 - День городского вдохновения    0
  • 20 июня 16:22 Назначена дата свадьбы Криштиану Роналду    0
  • 20 июня 10:15 Сыну Оззи Осборна диагностировали рассеянный склероз    0
  • 15 июня 15:00 Лера Кудрявцева рассталась с парнем    0
  • 15 июня 14:04 Собчак рассказала, откуда у нее 1,5 миллиона евро под матрацем    0
  • 14 июня 16:20 Уэйна Руни разлучили с женой в годовщину свадьбы    0
  • 29 мая 15:17 Официальный партнер 65-го Каннского кинофестиваля Chivas Regal чествует современных украинских джентльменов    0
  • 11:49 В Швейцарии скончался сын Набокова    0
  • 17 октября 17:15 Дочь Мадонны отпраздновала 15-летие в Нью-Йорке    0
  • 17 октября 16:30 Дэвид Бэкхем на «коне»    0
  • 17 октября 13:15 43-летняя Карла Бруни родила второго сына    0