Интервью

Интервью с поэтессой Анжелой Анаврин

Ольга Бондаренко 26 марта 2013, 14:02
 0

Анжела Анаврин – политолог по образованию, SMM-менеджер по профессии, но в душе она поэт. Именно о душевном призвании пойдет речь в этом интервью. Девушка, которая становилась финалистом и победителем нескольких поэтических конкурсов, расскажет о том, как создается ее поэзия.

Когда я читаю известную украинскую поэзию, я начинаю понимать, что у нас не было классных поэтов, слова которых разрывают изнутри. Шевченко - искусственно созданный идеал, и создали его лишь потому, что нужно было создать героя нации.

Вот американские поэты пишут очень простым языком, короткими фразами, вроде «Я сел в автобус, тридцать центов отдал за два билета, а затем обнаружил, что еду один». Ты читаешь и понимаешь, что в нескольких словах есть та самая идея.

Существуют отдельные украинские стихотворения, которые мне очень нравятся, но мне кажется, они не дошли до такой глубины. Например, Леся Украинка, не вышла немного внешне, и все ее стихи эгоцентричны и направлены исключительно на нее: «Я страдаю, мир вокруг прекрасен, но я страдаю». Да, в этом есть какое-то творческое достояние, но оно очень локальное и не переходит в объективное творчество.

Вот Полозкова сейчас почему-то стала объектом насмешек. Но это, наверное, такая волна: есть те, кто за, и всегда найдутся те, кто против. Но если так подумать, то все эти мнения – «ЗА». Потому что есть такая фраза: «Называйте меня, как хотите, но главное правильно выговаривайте мою фамилию».

Я очень люблю Полозкову. Она доходит до такого глубокого уровня. Как она сама когда-то писала: «Без лишних слов, как Бродский». Вот Бродский писал минимум подборов, рифм и слов, и так же она. Когда находишь внутри себя что-то цельное, и оно просто тебе диктует, ты не придумываешь, чтобы было красиво, а просто пишешь.

У нее есть недавний текст: «Тоска по тебе, как скрипка, вступает с высокой ноты». Я когда это произношу, у меня мурашки по коже. Ты представляешь, насколько можно скучать по человеку, что у нее такая ассоциация, и я не знаю, как четче можно передать эти эмоции.

Читаешь ее ранние стихи и понимаешь, что у нее тоже было много лишнего, но ты идешь, и ты обрезаешь, обрезаешь, оттачиваешь. Творчество – это тоже мастерство, его нужно оттачивать.

Мне кажется, я пишу, когда мне плохо. Как Земфира говорит: «Если бы не все мои бывшие, если бы я не страдала, хрен бы я писала песни». У меня тоже так выходит.

Говорят, что самые лучшие вещи получаются в спокойном состоянии, когда ты можешь смотреть на мир не сквозь призму себя. Когда ты страдаешь, ты очень эгоцентричен. Тебя никто в этом мире не интересует. Даже тот человек, о котором ты пишешь. Ты пишешь о себе и своей боли. А когда ты спокоен, в умиротворенном состоянии, ты можешь увидеть множество вещей.

Когда я играла в театре, у меня был художественный руководитель, который спрашивал меня: «Почему ты постоянно ездишь в наушниках? Ты ничего не видишь вокруг». Есть твой мир, люди, с которым ты общаешься, и ты только по ним замечаешь жизнь. А когда ты едешь в метро, идешь по улице в наушниках, ты не слышишь птиц, ты не видишь других людей. Для творчества это очень плохо.

Если хочешь творить – будь наблюдательным. И записывай. Все, что видишь – записывай. Это очень полезно.

Я ехала в метро недавно и увидела мужчину. А он смотрит в свое отражение в стекле. Ты наблюдаешь за ним, и у тебя появляется целая история. Он долго смотрел на себя, и я подумала, что в молодости он, наверное, был очень красивым. А потом он перевел взгляд на меня, и мне вдруг стало очень стыдно, я отвела глаза, хотя очень редко это делаю. Мне нравится бороться глазами. И я задумалась о причинах этого стыда – я поняла, что мне стыдно за осознание того, что приходит старость, что я молода.

Несколько дней назад мой сотрудник задал мне вопрос, который удивил меня. Он спросил: «Ты когда начала писать стихи?». В 11 лет, говорю. Первый стих назывался «Волк-одиночка». Он смотрит на меня и удивляется: «А почему в 11 лет ты написала стих «Волк-одиночка?».

Изначально я написала и подумала: «О, писать стихи - это клево. Быть поэтессой - тоже клево». Но я совершенно никого не читала тогда, и мне просто нравился этот способ – рассказать самой себе, кто ты.

Я недавно нашла свой старый блокнот и искренне посмеялась. Очень смешно читать стих об одиноком маяке в соленом море, на который смотрят только, когда он нужен, чтобы подавать знаки кораблям. А рядом со стихом детские наклейки от жвачек. И я спрашиваю себя: «Ты вообще понимала, о чем ты пишешь?».

Мне кажется, часть «вины» лежит и на моей маме. Она с первого класса заставляла меня переписывать сочинения по десять раз. Вот я напишу, а она мне говорит: «Ну, нет Анжел, ты можешь лучше, напиши что-то другое». Она вырастила во мне отличного копирайтера.

Но со стихами так не прокатит. Появилась метафоричность эта – подбирать правильные слова, но это исключает все рациональное. Я не сажусь писать с мыслью: это будет вот так и так. Я просто вижу конечную строку, от нее и отталкиваюсь.

Когда пишешь стихи, то ты в состоянии невесомости. Не думаешь: «Мне сейчас больно, я люблю, скучаю, надо красиво написать».

Четкие фразы – успешность стиха. Например, ты слушаешь песню, и есть одна фраза, которая зацепит: вроде оригинальная, но вместе с тем массовая – ее все поймут. Если такое к тебе приходит органично – это поэзия. А если ты ищешь умные слова, находишь их в интернете, это уже графомания.

Я против графомании, вроде Крихітки Цахес. Это такой феномен, когда ты читаешь один стих или слушаешь одну песню и думаешь: «Это очень круто». А потом слушаешь весь альбом и понимаешь: он одинаковый. Он сильный в плане фраз: «в цьому немає ні сексу, ні сенсу». Но, в общем, это все сливается в один клочок, который ты не разделяешь. Мне кажется, это плохо.

Для поэта важно иметь богатый словарный запас. Вообще, всем это полезно. Нужно очень много читать. Но насильно себя словами не наполнишь. Мне круче всего пишется, когда у меня информационный голод. И ты читаешь в маршрутках, идешь по улице, сбиваешь людей, но читаешь. И потом осознаешь, что ты наполняешься, в тебе что-то новое появляется.

Меня очень вдохновляют стихи. Я могу начитаться Бродского, а потом сесть и писать на украинском языке, и абсолютно не так, как это делал он. Но есть эта внутренняя сила. Не нужно бояться и ставить себе цель: я не хочу быть ни на кого не похожей в творчестве.

Мне сложно называть себя поэтом. Поэт - это все-таки мастерство. Ты садишься и пишешь – вне зависимости от своего состояния. Это слово уже обозначает то, что ты всегда вдохновлен. Ты делаешь, как профессионал.

Мои стихи – это мой психолог. Способ увидеть себя и то, что у меня внутри.

У меня была такая ситуация, когда я рассталась с парнем, и я была уверена, что это конец. Но я начала писать стих, и он закончился словами:

И если в этом мире у нас есть шанс самому выбирать,

то я останусь здесь в разваленной квартире,

где неподвижен стул,

висит портрет,

где я стою в бездонном горьком дыме,

и вслед смотрю тому, кого однажды я выбегу встречать

И когда я написала, я знала, что именно такое будущее меня и ждет. И оно пришло. И это больше всего меня удивляет в моих стихах. Я не пишу о том, что происходит сейчас. Это всегда о будущем, и оно случается.

Я очень хочу связать с этим свою жизнь. Ездить по миру со своим каре и курить коричневую сигарету. Но я не хочу зарабатывать на этом деньги. Мне кажется, поэт всегда должен быть голодным. Меня пугают поэты, которые стремятся набить карманы не стихами, а чем-то другим. С одной стороны, понятно – если хочешь заниматься этим, тебе нужно как-то жить. Но я заметила, что чем больше у поэта туров и концертов, тем меньше он пишет. Он сразу начинает думать не о творчестве, а о том, как бы сделать конфетку, которая всем понравится. Когда работаешь с мыслью: как бы было круто - выходит чушь. А когда просто пишешь, ты не запрещаешь себе что-то использовать, нет границ.

Когда я пишу, я не думаю о том, что я – поэт, или о том, что подумают люди. Я пишу из-за непереносимости, а не из-за того, что «скоро у меня вечер, мне нужно подогнать десять новых стихов».

У меня был поэтический вечер, когда передо мной сидела девочка в первом ряду, и она плакала навзрыд. У нее текла тушь, ей давали салфетки. А я думала в тот момент: «Может мне остановиться? Или дальше читать?». И ты вроде вызываешь эмоции, но потом еще начали плакать люди, и я думаю: «Класс, поминки какие-то устроила». Но это очень приятно. Приятно, когда тебя понимают. Именно тогда появляется смысл всего. Это касается не только стихов, а и любой работы. Чтобы тебя понимали.

Я благодарна за то, что есть поэты великие, когда ты не можешь сам что-то передать словами, сказать, а потом попадаешь на стих - и все. Ты понимаешь, что ты так никогда не напишешь, не способен передать так, как это делает он. И этот стих тебе помог. Я бы очень хотела, чтобы я кому-то помогла. Не важно, сколько их будет: три, пять, сто человек.

Был недавно момент, когда ко мне приехал мой любимый человек, мы долго не виделись и лежали, слушали Бумбокс. Тогда песня «Вахтерам» так подходила именно нам. И может ты, как поэт, никогда не узнаешь, но насколько важно, когда кто-то оживает и умирает под твой текст.

Моя деятельность более-менее серьезная началась с конкурса «Ветер поэзии». Я прошла в финал, даже не ожидая этого. Но все эти конкурсы меня удивляют. Как можно сказать: «Ты пишешь круто, тебе пять. А ты плохо – тебе два». Это кощунство какое-то.

Для творчества очень важно перестать ограничивать себя. Когда ты можешь сесть посреди улицы и достать клочок бумаги, чтобы написать какую-то мысль, не задумываясь «А что обо мне подумают окружающие?», тогда наступает свобода твоя и твоей деятельности.

Я не хочу выдавать десятки книг или собирать огромные залы. Не это моя цель. Хочу однажды проснуться и понять, что нет лишних слов, что я стала профессионалом.

Я вообще работаю SMM-менеджером, пишу статьи. Это работа, и она приносит деньги. А остальное для себя. Поэзия - не коммерция.

Мой любимый стих, который написала - тот, что я не переживала, а придумала. Он на украинском языке, называется «Лінія і межа».

…Уночі, під другу чи третю цигарку
Де тони розмов важливіші за самі слова
Він тихіше тихого промовчить про завтра
Щоб тобі насправді і невиправно
Запеклась під шкірою його лінія і межа.

Мне говорят, что на русском языке я пишу лучше в плане слов и конструкций, а на украинском - глубже. Это моя проблема, я сажусь и не знаю, на каком языке писать. В жизни тоже так происходит. Я родилась в России, а моя мама украинка. Я с половиной своих друзей общаюсь на одном языке, а с другой половиной на другом. Это как вся моя жизнь: с одной стороны я разболтанная девочка, которая может гулять, пить, курить, а с другой стороны я серьезная, пунктуальная и работаю с 9 до 6.

  • 27 января 11:36 Иосиф Пеняк: Уверен – олимпийская медаль будет моей!    0
  • 14 августа 17:30 Будь «В теме» с М1    0
  • 01 июля 18:28 «Дети детям» снова подарила шанс на жизнь маленькой девочке    0
  • 19 июня 11:49 Студия «Мамахохотала» устроила для киевлян праздник смеха    0
  • 30 мая 13:46 Андрей Искорнев проведет он-лайн-конференцию на tochka.net    0
  • 19 февраля 14:52 Виктор Пинчук инвестирует проекты в рамках инициативы Giving Pledge    0
  • 03 октября 12:00 Лучший менталист Украины представит уникальное шоу в Киеве    0
  • 24 сентября 14:00 Дизайнер нарядов Бейонсе, Кайли Миноуг и Lady GaGa представит свои коллекции в Киеве!    0
  • 21 сентября 18:00 Украинская правда знакомит с основателем проекта "Интересный Киев" Арсением Финбергом    0
  • 21 сентября 14:35 TEDxKyiv собирает на платформу-конференцию TEDxCity2.0 - День городского вдохновения    0
  • 20 июня 16:22 Назначена дата свадьбы Криштиану Роналду    0
  • 20 июня 10:15 Сыну Оззи Осборна диагностировали рассеянный склероз    0
  • 15 июня 15:00 Лера Кудрявцева рассталась с парнем    0
  • 15 июня 14:04 Собчак рассказала, откуда у нее 1,5 миллиона евро под матрацем    0
  • 14 июня 16:20 Уэйна Руни разлучили с женой в годовщину свадьбы    0
  • 29 мая 15:17 Официальный партнер 65-го Каннского кинофестиваля Chivas Regal чествует современных украинских джентльменов    0
  • 24 февраля 11:49 В Швейцарии скончался сын Набокова    0
  • 17 октября 17:15 Дочь Мадонны отпраздновала 15-летие в Нью-Йорке    0
  • 17 октября 16:30 Дэвид Бэкхем на «коне»    0
  • 17 октября 13:15 43-летняя Карла Бруни родила второго сына    0