Интервью со Стасом Матвиенко – создателем успешного украинского стартапа Advice Wallet
Adviсe Wallet – это мобильная программа лояльности. Чтобы стать ее участником, необходимо просто скачать приложение на смартфон, зарегистрироваться с помощью Facebook и при посещении любимого заведения сканировать QR код на меню-холдере. За посещение заведений, привлечение друзей, рекомендации и лайки в соцсетях, пользователи получают баллы, которые потом обменивают на подарки.
О проекте, истории его развития, поисках инвесторов и преимуществах рассказывает его создатель Стас Матвиенко.
Проект Advice Wallet родился 2 года назад. Тогда я учился в КИМО по специальности международный бизнес. Готовясь к семинару по маркетингу, мне попалась информация о компаниях Zepter и Amway, схема продаж которых заключается в продаже товаров друзьям и получении за это денежного вознаграждения. Я подумал, что такую схему можно применить к ресторанам, развлекательным центрам и прочим заведениям, которые предоставляют услуги. Так родилась первоначальная идея проекта. На пару по маркетингу я так и не попал. Вместо этого обратился в компанию по разработке сайтов и сразу же занялся реализацией идеи.
Так как меня сложно было назвать прилежным студентом, практически все преподаватели и одногруппники восприняли мою идею несерьезно. Меня поддержала только преподаватель по маркетингу. Она устраивала мне встречи со студентами, на которых я рассказывал о том, что делаю, делился опытом и знаниями, проводил опросы о том, чего хотят наши сверстники, куда ходить, какие бонусы получать.
Я начал активно искать инвесторов и, таким образом, узнал о бизнес-инкубаторе Happy Farm. Большим плюсом при прохождении в инкубатор стало то, что проект был не просто идеей на бумаге, а уже готовым продуктом. На этом этапе к проекту присоединилась моя однокурсница Анна Полищук. Happy Farm инвестировал в нас около 15 000 $. Три месяца мы работали в Киеве, после чего отправились в США дорабатывать и презентовать проект.
В Штатах мы прошли интересный и интенсивный 5-недельный курс, посетили офисы Facebook, Apple и Google. Мы привлекли на стажировку студентов университета Беркли. Вместе мы провели исследование рынка локальных бизнесов на предмет привлечения клиентов. Мы сделали вывод, что популярные в Украине купоны не работают, а обороты набирают программы лояльности. Тогда проанализировали 5 американских программ лояльности, их плюсы и минусы.
После стажировки в Штатах мы полностью поменяли продукт и продолжили поиск инвесторов. Но получилось так, что они нашли нас самостоятельно. После публикации статей в Forbes и Фокусе, в нас вложил 25 000 $ частный инвестор Павел Мельник. Таким образом, оценка компании составила 2.5 млн долларов. Далее, мы приняли участие в конференции Login в Вильнюсе, где мы стали финалистами конкурса лучших стартапов Европы, в конференции европейского инкубатора Seedcamp и iForum 2013. На них нас заметил российский инвестор из венчурного фонда Imperious Group и вложил в нас 300 000 $.
Поэтому, на вопрос о том, как искать инвесторов, я всегда отвечаю, что необходимо громче заявлять о себе, принимать участие в профильных мероприятиях или таких, где могут быть ваши инвесторы. И тогда они сами вас найдут.
В нашей команде сейчас 14 человек – это я и Анна Полищук, а также специалисты по продажам, пиарщик, копирайтер, HR и IT-специалисты.
Как работает Advice Wallet?
Для пользователей приложения
При посещении заведения пользователь сканирует QR-код на меню-холдере. Если приложения нет в смартфоне, оно будет загружено. Далее, на экране смартфона появится информация о зачислении баллов. Для того, чтобы узнать их количество, необходимо потрясти телефон. Это придает работе с приложением элемент игры.
Как-то мы большой компанией, сами того не планируя, устроили флэш-моб. Пришли в заведение, отсканировали код и все вместе потрясли телефонами. Все вокруг обратили внимание на то, что мы делаем и начали сканировать код на меню-холдере.
Если у вас есть достаточно баллов, их можно сразу обменять на подарок или начать собирать на вознаграждение покруче. Получить подарок очень легко – необходимо его выбрать, нажать кнопку «получить» и показать экран подтверждения подарка официанту.
Баллы начисляются за рекомендации, лайки в Facebook и привлечение друзей. Если заведение вам посоветовал друг, который не зарегистрирован в приложении, ему придет уведомление в Facebook с благодарностью за рекомендацию и баллами.
Первыми в списке пользователя показываются места, которые чаще всего посещает его друзья, а не те, кто заплатили больше денег за размещение или являются лидерами рейтингов.
Для компаний
Компании регистрируются на сайте и создают свою программу лояльности. Первый месяц они могут пользоваться услугой бесплатно. Все очень просто: без подписания бумажных договоров, вся система работает онлайн. Компании получают доступ в личный кабинет и сами настраивают все необходимые опции и условия. Через месяц они выбирают пакет обслуживания – Лайт (69$/мес.) или Плюс (89$/мес.). Они отличаются подробностью аналитики, количеством вознаграждений, адресов на карте и рассылок push-уведомлений. Меню-холдеры с QR-кодами мы предоставляем бесплатно
Заведения видят статистику о клиентах, кто больше всего рекомендует заведение или пришел впервые. Есть статистика о частоте посещений, лайках и выбранных подарках. Заведения могут общаться с клиентами в Facebook прямо из личного кабинета: отвечать на комментарии, постить рекомендации на свою страницу.
У нас также настроена геолокация. Меню-холдеры привязаны к адресу заведения, т.е. отсканировать код можно только внутри заведения.
Если вашего любимого заведения нет в программе, можно написать нам в Facebook или на почту, и мы сделаем все возможное, чтобы его подключить.
Сначала нас сравнивали с Foursquare. Но Foursquare создан, чтобы люди видели, где находятся их друзья. Да, через Foursquare заведения могут предлагать special за чекин. Но, во-первых, Special предлагает далеко не каждое заведение, во-вторых, у посетителя нет никакой альтернативы, кроме предложенного варианта подарка. Такое приложение никак не может влиять на лояльность. Мало кто пойдет в заведение из-за одной чашки кофе. В программе лояльности у клиента есть выбор – получить вознаграждение сразу или начать приходить чаще, чтобы заработать баллы на более весомые подарки.
Наш сервис удобнее и в плане поиска. Например, в Foursquare поиск выдает все, что находится рядом – улицы, магазины и прочее. Наши пользователи видят только нужную информацию - заведения, которые уже решили, что дарить своим лояльным клиентам.
Есть компании, которые делают приложения для каждого отдельного заведения. Разработка такого приложения занимает много времени и стоит намного дороже, чем наш сервис. Ну и самое главное – это неудобно. Во-первых, посетителям не хочется иметь несколько десятков приложений, по одному на каждое заведение. Во-вторых, в таких приложениях баллы начисляются не за посещение, а от суммы чека. Это неправильно, так как человек может быть лояльным клиентом и действительно любить заведение, но покупать там, к примеру, только чашку кофе каждое утро. В-третьих, чтобы получить баллы, необходимо сначала получить чек от официанта, потом позвать администратора, чтобы отсканировать счет и получить баллы. Представьте, что происходит, если в заведении заняты все столы.
Adviсe Wallet всего 3 недели, а он уже успел стать одной из самых крупных украинских программ лояльности. За такой небольшой срок к программе уже присоединилось 70 заведений в Украине и России. К концу года их будет уже 500. Помимо ресторанов и кафе, участниками программы станут развлекательные центры, SPA-салоны и фитнес-студии. А с 2014 года планируется запуск проекта в Европе.