Интересная жизненная история, динамично изложенная в живом сюжете. Неожиданная развязка и невозмутимая женщина-убийца, заключенная в теле одиннадцатилетней девочки. Работа художника-постановщика Павла Пархоменко, оператора Артура Гимпеля и режиссера Александра Стриженова сложилась в яркий триллер с милым названием Юленька.
Создатели фильма в один голос утверждают – такого кино в России еще не было. И правда – триллер не совсем характерное явление для кинематографа братской для нас державы. Стриженову-режиссеру очень уж не терпелось попробовать свои силы в этом жанре. И кино получилось-таки вполне впечатляющим, хотя и основной прием воздействия на нервы зрителя – дети, творящие зло, - сам по себе достаточно не нов и испытан многими режиссерами.
Действие
картины происходит в женской гимназии – в пятом классе творится что-то нехорошее, и новый учитель Андрей Валентинович (
Марат Башаров) оказывается в эпицентре жестоких игр жестоких маленьких девочек. Верховодит бандой Юля Маевская – сущий ангел с белокурыми хвостиками. Дружить с ней просто опасно – это знают все, кроме горе-учителя (на самом деле он и не педагог вовсе, а университетский профессор, специалист по античной литературе).
Почему именно женская гимназия? Почему именно девчачий коллектив? Ну, во-первых, девочки режиссеру Стриженову ближе и понятнее – он отец двоих дочерей. В мальчиках
Александр ничего не понимает, да и, по его мнению, мальчики в фильме выглядели бы просто такими себе Петровыми и Васечкиными, со своими примитивными игрищами и мышлением. А тут – будущие женщины, интриганки, зреющие ягодки, томящиеся от неясных предчувствий перемен в своей жизни. Но у одной из них – Юленьки (
Даша Балабанова)– эти перемены уже наступили. Она обладает интеллектом взрослой женщины, холодной расчетливостью, явно нездорова психически и одержима навязчивыми идеями. Жертвой ее желаний, маний и манипуляций и становится Андрей Белов с женой и приемной дочкой. И не только он, а еще и одноклассницы Юленьки, родители девочек, художник, приехавший в отпуск и, в перспективе, сам следователь, занимающийся всей этой неразберихой (его роль сыграл
Александр Стриженов).
Съемки фильма проходили в Ялте – это место обладает зловещей и холодной красотой, оно вне времени. Эстетически фильм снят в стиле ретро-фьючерс – будущее соединено с прошлым. В классах гимназии, где интерьер и отделка остались, казалось бы, с незапамятных времен, нашлось место и для ультра современной техники – компьютеров, плазменных экранов. Наверное, таким стилистическим ходом создатели
Юленьки хотели сказать – подобная история могла и может случиться в любом месте и времени.
Фильм
Юленька, как и положено триллеру, держит в напряжении до последнего кадра. Детская жестокость всегда шокирует, а когда миловидная малышка с хвостиками превращается в самое ЗЛО, это шокирует вдвойне. Ключевую мысль произносит герой
Марата Башарова: «Дети не могут быть ни в чем виноватыми. Всегда во всем виноваты мы, взрослые».