Драматургическая реальность Кшиштофа Занусси
Кино превращается в искусство, по мнению Кшиштофа, когда должное внимание уделено драматургии. И в таком случае это самое кино не превратится в музейный экспонат.
"За последние 10 лет у студентов кинематографических вузов появились трудности просто нечего сказать людям". Сценарии копируются, компилируются, так сказать - работа с другой руки. Такое кино Кшиштофу Занусси вовсе не импонирует. И ко всем проискам постмодернизма он относится прохладно. Метр советует применять свой личный опыт общения, брать истории из жизни.
Важнейшую роль в построении кино играет умение найти или искусственно построить конфликт, играть на контрастах. Кшиштоф умудряется построить конфликт и за четыре минуты, хотя признается, что это очень и очень сложно.
Однажды компания BBC предложила режиссеру снять короткий фильм о его любимом произведении искусства. Свой видеосюжет он посвятил картине Леонардо да Винчи "Дама с горностаем", которая находится в Краковском музее. Однако Кшиштоф не просто снимает просветительский фильм, а искусственно создает конфликт между чрезмерно популярной "Моной Лизой" и "Дамой с горностаем". Этот четырехминутный фильм как дополнение к внезапно сокращенным ТВ - программам с успехом прокатился по английскому "голубому экрану".
Необходимо заигрывать со зрителем: что показывать ему, а что нет - решать режиссеру. Этот метод Кшиштоф раскрывает на примере своей картины "Сердце на ладоне".
"Правда жизни и экранная правда не совпадают", - говорит Занусси. В фильм "Персона нон грата" режиссер переносит историю из реальной жизни, однако видоизменяет ее так, чтобы на экране она приобрела еще одну грань своего существования.
На мастер-классе ощущалась невероятная доброта и душевность Кшиштофа Занусси. Он даже сделал фотоснимок присутствующих в зале слушателей себе на память, а также пригласил всех желающих в гости, в Варшаву. И как не воспользоваться таким случаем, подумаете Вы?!