Фильм "Одинокий мужчина": самоубийство от кутюр
Картина "Одинокий мужчина" увидела и удивила свет еще в прошлом году. Известный дизайнер Том Форд ни с того ни с сего оказался ее режиссером. Дизайнер. Режиссером. На это реагировали совершенно по-разному и до, и после выхода фильма. В результате, "Одинокий мужчина" принес несколько премий и престижных номинаций Колину Ферту за главную роль. А также оставил очень двойственное послевкусие.
Лос-Анджелес, 1962 год. Профессор английской литературы Джордж отводит себе один день для ответа на вопрос, есть ли у него будущее после внезапной смерти любовника Джима, с которым он прожил 16 лет. По всем предпосылкам, кажется, что нет. В рассыпающемся на части мире Джордж ищет утешения у давней подруги Шарлотты, пытается зацепиться за красоту окружающей реальности в повседневных делах и людях. И знакомится со студентом Кенни, также скрытым гомосексуалистом, мучающимся одиночеством.
Драмы о геях, особенно если это не социальное (ну или минимально социальное) кино - вещь достаточно деликатная. Особенно, когда речь идет о фильме, где главным является не происходящее, а переосмысление уже произошедшего. В случае с "Одиноким мужчиной" потерянность героя Колина Ферта и составляет львиную долю экранного времени. Очень трудно оценивать фильм по общим законам, так как, кажется, все пытаются воспринять его как нечто экспериментальное, заведомо не поддающееся канонам стандартной картины. В общем, начнем по порядку.
Плюсы. Безусловно, большая часть задуманных Фордом и компанией ходов, моментов, нюансов и настроений не передалась и не сработала бы без Колина Ферта. Он прекрасен и объемен, его оценки и реакции очень часто начинаются в кадре, а остаются где-то за его пределами. И он неоднозначен, что подпитывает интерес наблюдения за персонажем. Нельзя отбросить и Джулианну Мур, которой здесь гораздо меньше, но которая также очень уместна и диктует настроение судьбой своей героини. Второе - стиль. Было бы, конечно, странно, если бы в картине бывшего дизайнера Gucci этого компонента не доставало. Чего-чего, но уж точно не этого. В фильме очень локально, но своеобразно оживает фордовское видение атмосферы американских 60-х: с солнцем, пропаливающим натурные кадры южной Калифорнии, со стильными жилищами и тонкими черными галстуками. Третье - музыка, а вместе с ней и другие художественные компоненты, делающие "Одинокого мужчину", как минимум, приятным внешне.
Теперь о минусах. Дело в том, что довольно скоро после начала ты отчетливо ощущаешь отсутствие в картине самой истории. Она неспешно, но вполне уверенно превращается в претенциозное гомосексуальное откровение. К тому же, слишком абстрактное. И если драмы Джорджа и Шарлотты в целом ясны и понятны, то вот диалоги со студентом Кенни зачастую утопают в собственной обобщенности - порой нелегко понять, что они имеют ввиду. Наверное, это можно объяснить дебютом Форда-режиссера, который пытается придать многим словам и событиям большое значение, но частенько забывает объяснить, за счет чего. Форд, будучи открытым геем, даже дает герою фамилию Фалконер - так звали его первого любовника. Но сейчас не об этом.
Как для фильма на извечную тему глобального одиночества, в "Одиноком мужчине" гамма событий и характеров слишком узка. А в некоторых случаях Форд так по-детски непосредственно бросает нам свои режиссерские ходы (цветность картинки резко увеличивается, когда главный герой любуется соседской девочкой), будто крича нам: "Эй, ребята, я это делаю в первый раз, поэтому мне можно!" Так что и ругать его за это особого желания нет. Поэтому, лучше остановимся на положительной оценке изобразительным решениям и отрицательной за "юношески-максималистское" содержание. Брошенное где-то на полпути.