Фильм "Санктум": затерянные в шаблонах
3D стало так много, что взяться за поиски своего "трёхмерного Грааля" норовят все кому ни лень и у кого есть деньги. Некоторые - с чистыми побуждениями сотворить визуальную революцию и остаться тем самым в истории, другие - с более маргинальными наклонностями или, выражаясь по-простому, чтобы "скосить бабла". "Санктум" был тем фильмом, чьи намерения трудно было предположить заранее. И получился в итоге довольно неровным.
Группа дайверов ставит перед собой рискованное задание - исследовать одну из самых красивых, но и опасных пещерных систем в мире. В коллективе есть все классические архетипы "игроков на выживание". Тут вам и обиженный на весь мир подросток, и молодая бойкая фемина, и пожилой строгий ас, очень недружелюбный, но самый опытный. Собрав все свои особенности воедино, они опускаются в пещеру с твердыми намерениями покорить природу-матушку. Но не тут-то было. Начинается сильный тропический шторм, загоняющий их все глубже и глубже в недра земли. И теперь единственный выход - найти обходной путь и выбраться на поверхность. А дополнительной доли серьезности в этом прибавляет то, что фильм имеет в основе реальные события.
Конечно же, "Санктум" привлекает прежде всего двумя вещами. Первая - продюсерское покровительство самого повелителя 3D Джеймса Камерона, на чем построена львиная доля промо картины. Вторая - подводные глубины в 3D, обещающие стать невероятно красивыми, особенно когда смотришь... точнее, погружаешься в них в IMAX'е. И несмотря на то, что ничего сверхъестественного вам не показывают, атмосфера глубинных пещер, пусть и безжизненных, берет свое.
Не будем корчить из себя умников и говорить, что ждём от подобного кино особо умных диалогов, душевных человеческих драм и сценарных коллизий. Но в случае с "Санктумом" подвох вырастает в том месте, откуда ты его совсем не ждешь. В некоторых моментах фильм выглядит словно сделанным в 90-е - не по уровню технологий и размаху съемок, а по характерам героев и манере повествования. Невольно возвращаешься во времена картины "Глубокое синее море", тогда выглядевшей неплохо, но сейчас уже никому не нужной.
Фильм вводит в заблуждение особенно в первые полчаса. Их надо переждать, и тогда всё, что пробуждает в вас презрительный прищур, более или менее выровняется. А именно: совершенно не работающие шутки а-ля среднестатистические фильмы с Чаком Норрисом, халтурные актёрские реакции на события и такую же их режиссуру и неопределенность жанра. Потом же "Санктум" становится стандартным фильмом про выживание, коих вы видели уже не в одном экземпляре.
Он не такой плохой, каким мог бы оказаться. Но все же слишком читаем, слишком традиционен и не нов. А при избалованности современного зрителя это скорее проигрышная комбинация. Конечно, 30 млн. долларов - не та сумма, за которую можно ждать прорыва в развлекательном кино, но... "Санктум" остается единоразовым фильмом для попкорн-просмотра. И на этом, пожалуй, стоит закончить.