Статья "Кино «Астрал» - полтора часа леденящего ужаса" Лилии Крысиной, postimees.ee
Если трейлер к новому фильму Джеймса Вана «Астрал» (Insidious) обещает очередную банальную историю о потустороннем мире, с выскакивающими из темноты бугименами, то сам фильм держит в оцепенении даже привыкшего к таким трюкам зрителя.
Из больницы так и не очнувшегося мальчика забирают домой, за ним ухаживает мама - Ринэй (Роуз Берн), но вместо безобидных поначалу загадочных вещей, вроде голосов и перемещающихся предметов, дом населяют потусторонние существа на любой вкус и цвет, что становится для семьи настоящим кошмаром.
Родители вскоре понимают, что душа заснувшего ребенок находится в астрале, среди паранормальных созданий, которые рвутся в мир живых через тело их сына.
Страшно и весело
«Астрал» - качественная картина жанра хоррор, как и большинство фильмов ужасов о призраках, зомби и проклятьях, сошедшая с конвейера американской киноиндустрии, однако в своей категории фильм даст сто очков вперед многим страшилкам.
Имя Джеймса Вана знакомо многим любителям ужастиков по фильмам из цикла «Пила», к которым он причастен и как режиссер, и как сценарист, и как продюсер.
Стоит отметить, что с Ли Уоннеллом, который снялся в одной из главных ролей первой части из цикла о маньяке Конструкторе - «Пила: Игра на выживание» (2004 г.), а к фильму «Астрал» написал сценарий, у Вана сложился прекрасный творческий тандем - отличительная особенность фильмов, над которыми работают Ван и Уоннелл, состоит в том, что каждая последующая картина совсем непохожа на предыдущую.
Так, в «Пиле» Джеймс Ван показал все многообразие человеческих внутренностей и отрезанных конечностей, в другой талантливой картине Вана-Уоннелла «Мертвая тишина» (2007), где действие так же, как и в «Астрале», вращается вокруг семьи, переехавшей в новый дом, эффект страха у зрителей достигается за счет жутковатых лиц кукол и того, что большинство страшных моментов происходит в темноте.
В отличие от «Пилы», самое кровавое, что есть в «Астрале» - это отпечаток руки, оставленный кем-то из потусторонних тварей.
Воздействие на зрителя здесь происходит через мрачную музыку, резкие звуки, приглушенный свет. Режиссер призывает публику вспомнить свои детские страхи: некие существа в шкафу, открывающиеся двери, шорохи и скрипы, а те самые, неожиданно выскакивающие страшные чудовища из потустороннего мира, теперь появляются даже днем, а не только ночью, но зритель с криком подпрыгивает и съеживается в кресле.
Зловещую атмосферу, которая на протяжении всего фильма окружает главных героев, разбавляют смешные моменты, например, когда отчаявшиеся и до смерти напуганные главные герои обращаются к охотникам за приведениями, очень напоминающим веселых и порой неуклюжих персонажей одноименного фильма.
Эффект достигнут
Или когда для общения с потусторонним миром на энергичную старушку-медиума, вызвавшуюся помочь семье, надевают сооружение, очень похожее противогаз. Однако веселые моменты от страха не спасают и никакой разрядки не дают - зрители громко смеются, но уже через секунду зал вопит от испуга.
Уложившись всего в один миллион долларов, Джеймс Ван и Ли Уоннелл создали качественную и сильную картину с непредсказуемым сценарием, непростой концовкой, картину, заслуживающую внимания.
Мелкие недочеты компенсируются прекрасной игрой актеров - Роуз Берн настолько подлинно изображает страх, что хочется визжать вместе с ней. Отец семейства Джош (Патрик Уилсон) проходит трудный путь - поначалу ему сложно поверить в рассказы супруги, а когда несчастье должно бы сплотить семью, он, наоборот, задерживается на работе, уходит в себя и старается абстрагироваться от проблем, хотя потом превращается в любящего отца, который готов отправиться за сыном на край света, в данном случае - в астрал. И зритель ему верит.
Фильм держит зрителя в напряжении и не дает расслабиться ни на минуту. Периодически хочется уйти из зала, но не потому что скучно, а потому что страшно.
Поклонники фильмов ужасов, безусловно, оценят новую картину Джеймса Вана по достоинству, ему удалось достигнуть желаемого эффекта - думаю, что после просмотра фильма многим зрителям, окажись они в каком-нибудь темном помещении, будет, как минимум, неуютно.