Джулианна Мур: Моя жизнь радостна и, наверное, скучна
Вы были беременны во время съемок. Не рискованно ли было в вашем положении соглашаться играть женщину, которая находится на грани самоубийства?
Они немного напутали: я действительно была беременна, но только в самом конце съемок, два месяца спустя, когда мы работали над эпизодом, где я появляюсь как сильно постаревшая Лора Браун. Я согласилась на эту роль, в частности, потому, что у меня есть сын, и я знаю, что это за чувство, насколько ярким может быть сопереживание. Да в общем-то, каждый может вспомнить, каково это - быть маленьким. Мама для тебя все, и сама мысль о том, что ее можно потерять, расстаться с ней, немыслимо обостряет все чувства, делает эмоции более интенсивными. Мать и ребенок прочно связаны друг с другом, и, может быть, именно знание этого заставило меня согласиться на эту роль.
Была ли некая логика в том, что обе ваши последние роли - в "Часах" и в "Далеко от рая" - это роли женщин, живущих в одну эпоху, в пятидесятые?
Да нет, не думаю. Это абсолютно разные картины, и то, что я снялась в них подряд, - всего лишь совпадение, к тому же не очень приятное для меня: все теперь только об этом и спрашивают. Мои героини - две очень разные женщины. Жизнь Кэти из "Далеко от рая" заполнена событиями, она активна, и в том, что обстоятельства складываются трагически для нее, ее вины нет. Лора из "Часов" в гораздо большей степени занята пустопорожними размышлениями над своим существованием. Она не выпускает из рук книгу Вирджинии Вулф "Миссис Дэллоуэй" и как будто не может решить - жить ей собственной жизнью или следовать некоему вымышленному, книжному архетипу.
Если бы весь фильм был посвящен только судьбе вашей героини, что именно вам бы хотелось показать из ее жизни? Я счастлива оттого, что у меня есть возможность делать то, что я делаю, и делать это хорошо
Не знаю, может быть, все, что произошло после того эпизода, в котором снялась я. Но я ужасно довольна и этой небольшой частью картины: самый заурядный день из жизни женщины становится самым решающим. Все показано в развитии: вот она читает в постели, затем пытается справиться с готовкой торта мужу на день рождения, а в конце концов приходит к мысли о самоубийстве.
Не кажется ли вам, что Лора Браун просто противится навязанному ей образцу поведения, образцу, которому она не хочет следовать?
Да, я согласна с этим. Но с другой стороны, анализируя жизнь любого человека, понимаешь, что никто не следует навязанной ему поведенческой модели до конца. За любой семейной драмой таится цепь сделанных в то или иное время выборов, нереализованных возможностей. И это как раз делает человеческую жизнь интересной. Достоинство нашего фильма именно в том, что он показывает эту сторону нашей жизни. Это не научная фантастика, это то, что происходит в жизни каждого из нас.
Не кажется ли вам, что слишком большая свобода выбора вредит так же, как и ее полное отсутствие?
Я бы все-таки предпочитала иметь слишком много возможностей выбирать, чем ни одной. Некоторые считают, что неограниченный выбор вреден. Особенно в случае с детьми: обязательно должен быть взрослый, который скажет, в какой рубашке сегодня идти в школу, а то этот обормот все утро просидит, выбирая между красной и синей. Наверное, в случае молодых людей разумно слегка ограничить поле выбора, чтобы чрезмерное количество различных вариантов не сбивало с толку. Но взросление как раз и заключается в приобретении умения самостоятельно делать выбор. Так что повторю: я за неограниченные возможности для выбора.
Почему же тогда Лора Браун решается на самоубийство?
Как раз потому, что ей надо выбирать только из двух возможных вариантов: жить или умереть, остаться с семьей или бросить ее. Она находится в ограниченной ситуации: она не работает, у нее нет подруг, нечем занять свободное время. И в этом трагедия: она любит своего ребенка, но не знает, что делать с собственной жизнью.
А что бы вы выбрали - любимое дело или семью?
Как раз у меня есть и то и другое, и я безмерно от этого счастлива. Я не должна выбирать, одно не мешает другому. Я счастлива оттого, что у меня есть возможность делать то, что я делаю, и делать это хорошо. Мне не надо решать - взять мое чудо сегодня с собой или просить кого-то посидеть с ним. Мне много помогают родные, и я рада тому, что мое материнство не вступает в противоречие с моей работой. Как раз поэтому я не чувствовала себя связанной с этой грустной историей из фильма. Каждый вечер после съемок я возвращалась домой, меня ждал мой мальчик, и я была счастлива еще и потому, что моя жизнь так отличается от того, что я играю в фильме.
Были ли вы сами когда-либо в такой же безвыходной ситуации, что и ваша героиня?
Нет-нет. В этом отношении моя жизнь радостна и, наверное, скучна. Вы знаете эту знаменитую фразу из "Анны Карениной" о том, что все счастливые семьи похожи, а вот несчастливые несчастны по-своему. Может быть, поэтому - от противного - я играю так много драматических персонажей, ведь это так интересно. Впрочем, мне еще ни разу не попадался хороший сценарий веселой семейной комедии, а то бы я и в комедии снялась с удовольствием.