«РЕЗИНА» - кино о шине с телепатическими способностями
Вы, наверное, даже не заметили, но последние две недели в кинотеатре «Жовтень» совсем уж узким прокатом (тихо, в малом зале) крутили «Резину» - французский фильм, снятый в США. «Резина» - треш-хоррор-комедия – откровенный оммаж B-movie семидесятых и классика Вима Вендерса, снятый главным последователем патафизической линии кинокомедии во французском кино Квентином Дюпье. Говоря русским языком – это фильм-симбиоз дафтпанковской «Электромы» и треш-кино о помидорах убийцах, которых в 70-90-х наснимали штук пять. Ну и без Догмы 95 тоже не обошлось, куда же без нее.
Такое кино не крутят на больших экранах - слишком уж узкой аудитории оно придется по душе. Пожалуй, только тем, кто перерос снобизм кинопотребления исключительно интеллектуального артхауса, и с одинаковым удовольствием смотрит и «Древо жизни», и «Зловещих мертвецов». Снова-таки, возвращаясь к русскому, «Резина» - это кино не для киноманов, а для кинопатов. Ну и для людей, которых не пугают взрывающиеся головы. Да, спойлер. Об этом фильме невозможно писать рецензии – сразу же впадаешь в спойлеры. Главный спойлер, без которого, увы, не обойтись, – главный герой картины. Это, простите, шина-убийца. Этим все сказано. Но раз уж мы начали…
Первая сцена – из багажника полицейской машины вылезает «тарантиновский» шериф со стаканом воды. Он смотрит в камеру и проводит небольшую предварительную проповедь о том, что все в мире происходит беспричинно – «no reason». А затем – приглашает зрителей насладиться вуайеристическим спектаклем о беспричинности жизни и смерти:
- Одинокая автомобильная покрышка по имени Роберт – обитатель калифорнийской пустыни – обладает разумом, памятью и телепатическими способностями к разрушению всего живого. Шина ведет жизнь типичного серийного убийцы: путешествует по пустынным дорогам и забытым городкам, ночует в отелях, смотрит целыми днями телевизор и взрывает головы прохожим людям.
Это «No reason» - суть всего фильма. Суть, о которой режиссер не забывает напоминать. И как только зрители начинают искать какие-то философские смыслы, проводить параллели между картинкой на экране и жизнью в принципе, режиссер сбрасывает в зал очередной увесистый «No reason», просто, чтобы напомнить – демагогию лучше оставить для фильмов Фон Триера.
Квентин Дюпье, в первую очередь, известен как ди-джей Mr. Oizo, сотрудничающий, например, с известными Justice, поэтому можно представить, какими ментальными доппингами руководствовался режиссер при написании сценария. Но как режиссер Дюпье - главный последователь современного киноклассика Люка Мулле. Он до сих пор питает иллюзии, что в кинематографе есть место для неформатных фильмов. Чересчур форматное кино, четко структурированное, как машина по производству эмоций, раздражает режиссера. Дюпье по душе идея снимать фильм об ожившей автомобильной шине, без какой-то сложной нарративной структуры и драматических замашек. И это ему удается. «Резина» - фильм, где юмор заложен в саундтреке, а не в анекдотах, фильм для визуалистов, для людей, которым видеоряд говорит больше, чем диалоги.
Впрочем, и диалоги тут радуют. Увы, всю красоту слога «съел» бездарный украинский перевод. Говоря «бездарный» я имею ввиду – бездарный. И дело даже не в том, что переводчик не видел фильма и поэтому в переводе, к примеру, отец обращается к 10-летнему мальчику на «вы», девочки говорят голосами мальчиков и вообще все персонажи вещают что-то невпопад. Дело в том, что даже без просмотра фильма, просто в тексте, можно было понять – если фраза «no reason» повторяется несколько раз подряд и возникает в течение всего фильма, значит, в этом есть определенный смысл. Но идеи режиссера побоку. No reason прекращается в «нет смысла», «безыдейно», «просто так» и, простите – «на все воля божья». Поэтому, если вы не успели посмотреть этот фильм в кинотеатре – не расстраивайтесь. Лучше – в оригинале.