Андрей Тарковский и его "Ностальгия"
Мировую известность Тарковскому принесла первая его полнометражная работа – фильм «Иваново детство», который он снял сразу после окончания ВГИКа (мастерская М.И. Ромма). В дальнейшем практически каждая работа Тарковского получала призы и престижные награды на международных кинофестивалях, однако в СССР картины режиссера показывали «малым экраном». Снимать Тарковскому разрешали изредка, но в 1980 году все же присвоили звание народного артиста СССР режиссеру, который не желал работать в эстетике соцреализма, и картины которого повествуют о нравственных и духовных исканиях «отдельно взятой индивидуальности».
Особое место в наследии Тарковского заняли картины, снятые им по произведениям писателей-фантастов «Сталкер» (по «Пикнику на обочине» братьев Стругацких) и «Солярис» (по одноименному роману Станислава Лема). Картина "Сталкер" получила приз ФИПРЕССИ на МКФ в Каннах, 1980; специальную премию экуменического жюри для внеконкурсного фильма на МКФ в Каннах, 1980; приз ФИПРЕССИ на II МКФ научно-фантастических фильмов в Мадриде, 1981 и ряд других наград.
О том, как проходила работа над предпоследней картиной режиссера – «Ностальгия» - рассказывает документальный фильм «Андрей Тарковский снимает «Ностальгию» (Италия, 1983).
Замысел этого фильма возник у Тарковского в 1982 году, во время поездки в Италию. Там же, в Италии, в 1983 году были закончены съемки «Ностальгии», повествующей о русском писателе Андрее Горчакове (Олег Янковский). Он приехал сюда для изучения итальянского периода жизни музыканта Павла Сосновского и встретил переводчицу Евгению (Домициана Джордано), которая пытается понять томимого ностальгией Горчакова… Эта лента стала удивительным опытом взаимопроникновения двух миров: художественного мира Тарковского и особой, свойственной только Италии архитектурной и природной среды. «Для меня в этой картине есть два-три важных аспекта, - говорит сам режиссер в фильме «Андрей Тарковский снимает «Ностальгию». – Во-первых, она рассказывает о невозможности жить рядом, не зная друг друга. Во-вторых, эта картина говорит о проблемах, которые возникают в связи с необходимостью познания друг друга. Потому что очень легко знакомиться, и очень трудно «раззнакомиться»…».
Картина «Андрей Тарковский снимает «Ностальгию» принадлежит итальянской документалистке Донателле Багливо (Donatella Baglivo). Камера запечатлела уникальные кадры рабочих моментов съемочного процесса. Андрей Тарковский работает с оператором, тщательнейшим образом выставляя композицию кадра, дает указания актерам – Олегу Янковскому и Домициане Джордано, размышляет о своей профессии и о сути кинематографического процесса: «Режиссер - это очень трудная профессия. Истребительная. Особенно она трудна потому, что в кино нелегко остаться самим собой. Гораздо удобнее нравиться, чем не нравиться». (…) Что такое кинокадр, который начинается с момента, когда мы говорим «начали!» и до тех пор, когда мы говорим «стоп!»? Это фиксация реальности. Но, по существу, это фиксация времени.... Что такое фильм? Это мозаика времени».
Мозаика, сложенная Донателлой Багливо, поэтична и многопланова. Создавая собственное панно «запечатленного времени» Тарковского, документалистка бережно и вдумчиво отбирает собственные - снятые «в цвете», но в стилистике Тарковского - фрагменты процесса работы над фильмом, чередуя их с монохромом кадров «Ностальгии» и интервью с участниками творческой группы (в их числе - Тонино Гуэрра, Олег Янковский, Домициана Джордано, Эрланд Юзефсон).
Говоря в этом фильме о тонкостях режиссерского ремесла, Андрей Тарковский заметил, что «правда жизни – это еще не значит правда искусства». И все же Донателле Багливо удалось создать такую «правду жизни», которая, безусловно, поможет зрителям постичь правду искусства Андрея Тарковского.