Повторный показ украинского короткометражного проета "Мудаки. Арабески"
Одними из самых выразительных черт кинематографа всегда были синхронная асорбация окружающей реальности и повышенная чувствительность к окружающим событиям. Украинский кинематограф, заметно чувствуя на себе экономический и общественный кризис, пытается найти собственные художественные пути выхода из нее. За прошедшие два года государственные и частные расходы на кинопроизводство сократились прямопропорционально к хронометража. Но, взаимно сократившись, хронометраж и бюджет образовали беспроигрышную комбинацию, которую на практике применили авторы украинского проекта «мудаки: Арабески».
Уже 11 короткометражных новелл, посвященных «эпидемии социально-культурного нигилизма, охватившего украинское общество», по словам инициатора проекта режиссера Владимира Тихого, ждут свой релиз в 2010 году. Созданный на безбюджетний основе проект преследует расшириться до полнометражного альманаха со значительными фестивальными и прокатными перспективами. Проект создавался при содействии компаний Film-Toaster Production, Артхаус-Трафик, thecoffeepost, студии «Наши Люди» и MMG TV & FILMS.
На Одесском МКФ альманах представили только 7 эпизодов, которые максимально подходили под фестивальную конценцию.
Наиболее известным элементом «мудак» уже стала короткометражка Мирослава Слабошпицкого «Глухота» - участник конкурсной программы нынешнего берлинского кинофестиваля, что именно сейчас происходит в столице Германии. «Берлинале» - не новая киноплощина для украинского режиссера: в прошлом году его «Диагноз» испытывал ее на потенциальную победу. Социальное направление работ Слабошпицкого не оставляет в стороне европейских критиков, а специфичность его подхода, опять же, оценивается повышенным уровнем внимания.
Стоит остановить свой придирчивый критический киновзгляд на короткометражных новеллах главного идейника проекта Владимира Тихого - «По дороге», «Рекреации» (по мотивам одноименного романа Ю. Андруховича). Создается впечатление, что эпизоды Тихого - это спроектированы на экран, на первый взгляд незначительные моменты из украинской жизни. Именно режиссерские творческие элементы в подходе к сценарию полностью отражают замысел всего цикла «Мудаки. Арабески». Тонкая грань между иронией и сарказмом нашей повседневной жизни, выделяет ситуации, когда собственную досадную неудачу можно превратить в еще большее наслаждение навредить другим. Это смеховая колебания воплощается на экране искусной игрой любимых актеров - Ирмы Витовской, Владимира Миненко, Дмитрия Тубольцева, Саши Игнатюшы, Виктора Лещинского.
Женская режиссерское видение «мудаков» в лице Веры Яковенко на экране выглядит также по-женски изящен и обогащен на подтекстные художественные детали. «Такси!» Заводит нас в коварный женский и наивный мужской мир. Давно приняты всеми истины антонимичной обменялись ролями под умелым руководством режиссера Веры Яковенко.
Модерным подходом выделяется эпизод «Украинская литература: пособие для мудаков» Анатолия Лавренишина и Дмитрия Коломойцева. Они экспериментируют с техникой «стоп-Моушн» на примере когда дурной привычки рисовать школьные учебники и делать пластическую чернильную хирургию изображением украинских писателей.
Одесский участник "Мудаков..." Александр Постоленко дебютировал именно на родине короткометражкой "Душа в душу", которая рассказывает историю бомжа, нашедшего мобильный телефон. Он, как и каждый из нас захотел оставить после себя воспоминания.
Возвращаясь к теме экономического кризиса и кинематографа, истории известны факты, когда именно кинопродукт отвлекал людей от паники, безработицы и пьянства вследствие депрессивных настроений в обществе. В период Великой Депрессии в США цены на билеты в кинотеатры были уменьшены вдвое, поэтому зрители имели возможность посмотреть два фильма по цене одного. Такая государственная стратегия повысила спрос на дешевые кинокартины и помогла выжить небольшим киностудиям. Люди ходили в кино каждый день, для того чтобы отвлечься от суровой действительности и обрести надежду на светлое будущее. Именно в то время на экраны выходят киноленты «Огни большого города» (City Lights) Чарли Чаплина (Charlie Chaplin) и «Кинг Конг» (King Kong) Мэриэн К. Купер и Эрнеста Б. Шодсака (Merian C. Cooper and Ernest B. Schoedsack.
Яркий пример кризиса-кинематографической взаимодействия продемонстрировала Италия после окончания Второй мировой войны. Появление нового жанра «комедия по-итальянски» обязана послевоенному кризису и окончанием десятилетней эпохи неореализма, который достоверно отражал окружающую реальность под руководством режиссеров Роберто Росселини (Roberto Rossellini), Витторио Де Сика (Vittorio De Sica), Лукино Висконти (Luchino Visconti). Несмотря на созданные в эти годы киношедевры «Рим, открытый город» (Росселлини), «Воры велосипедов» (Де Сика), «Земля дрожит» (Висконти), народ устал от депрессивного и социально-перенагруженного кино и требовал зрелищ. Именно появление на экранах легких комедий «Злоумышленники, как всегда, остались неизвестными» Марио Моничелли (Mario Monicelli), «Развод по-итальянски» Пиетро Джерми (Pietro Germi), «Все домой», Луиджи Коменчини (Luigi Comencini) помогает утвердиться новым радикальным изменениям в менталитете итальянцев, способствует экономической и общественной эмансипации на работе и дома.
Украинский киноответ экономическому и общественному кризису «Мудаки: Арабески» выглядит по-художественном уверенно, иронично и настойчиво, поэтому готовимся пожинать ее плоды.