Владимир Меньшов: «Мне отдали «Оскар», чтобы… тут же его отобрать»
Недавно Владимир Валентинович разменял восьмой десяток — ему исполнился 71 год. Сегодня Меньшов почти не снимает кино, зато весьма востребован в качестве актера. В эксклюзивном интервью корреспонденту «ВВ» он признался, что мечтает снять еще хотя бы один серьезный фильм и только после этого уйти из большого кино.
«Терехова предпочла сыграть Миледи»
— Вышедший на экраны в 1979-м фильм «Москва слезам не верит» стал лидером проката и завоевал «Оскар». Собственно, благодаря этому фильму вы состоялись как режиссер. Сегодня чувствуете былую славу?
— Да, безусловно. Приятно осознавать, что картине уже более 30 лет, а она любима не только людьми моего поколения, но и молодыми, которым сегодня по 18-20 лет.
— Заокеанские кинокритики утверждают, что залог успеха этого фильма — в соблюдении всех классических канонов мелодрамы. Во-первых, это очередная трактовка сказки о Золушке, во-вторых, в фильме отсутствует даже упоминание о политике, и, наконец, лента заканчивается традиционным хеппи-эндом…
— Честно говоря, ни о каких канонах и стандартах я тогда не думал. Просто хотел, чтобы фильм получился жизненным и правдивым.
— А правда, что кандидатура Веры Алентовой появилась в последний момент?
— Да, а что в этом особенного? Я видел в роли Катерины либо Ирину Купченко, либо Риту Терехову. Первая была слишком загружена, вторая предпочла более, на ее взгляд, заманчивое предложение — роль Миледи. А Гошу, как мне тогда казалось, отлично сыграл бы Олег Ефремов. Окончательно актерский состав был сформирован в последний момент.
«За фильм я получил 40 тысяч рублей»
— Известно, что вы не были приглашены на церемонию вручения «Оскара». Почему так получилось?
— Мы быстро забыли, в каком времени жили. В те годы я был «невыездной», посему мне даже не сочли нужным сообщить о столь знаменательном событии. Новость я узнал из программы «Время», а вместо меня в Голливуд поехал атташе по вопросам культуры посольства СССР в США. Золотая статуэтка не могла попасть ко мне в руки долгих девять лет: она хранилась в Госкино. Однако в 1989 году на церемонии вручения премии «Ника» мне по сценарию дали ее подержать и планировали… тут же отобрать. Но не тут-то было!
— А денежную премию, полагающуюся при получении этой награды, вам выдали?
— Да, это даже по советским меркам были неплохие деньги — 40 тысяч рублей. Кроме того, мне удалось заработать еще и на прокате, ведь фильм бил все рекорды по количеству посмотревших его людей. В то время как раз вступило в силу постановление, дающее право режиссеру в случае удачного проката его творения получить премию почти в два раза большую от первоначального вознаграждения.
— Признайтесь, хотя бы иногда пересматриваете «Москву…»?
— Диска у меня нет, поэтому смотрел картину, когда ее последний раз показывали по телевизору. А почему бы и нет? Удачной работы нечего стыдиться. Хотя знаю режиссеров, которые терпеть не могут смотреть собственные фильмы. Даже если случайно, щелкая пультом, на них «попадают», тут же переключают. Но я подобными вещами не страдаю.
«Моя дочь очень мудрая»
— Вы четыре года не могли поступить в театральный. Как считаете, это закалило вас?
— Думаю, что да. Четыре года я познавал жизнь, работал на производстве. Это были прекрасные «университеты», без которых не получился бы фильм «Москва слезам не верит». Поступи я в театральный сразу после школы, у меня не было бы опыта работы в шахте, на заводе, на катере. А вот твердость моему характеру не нужна — с детства привык добиваться поставленных целей. Еще в школе понял, что если настойчиво стучать в двери, то они рано или поздно перед тобой откроются.
— Сегодня снимаете что-то?
— Да, готовлюсь к работе сразу в нескольких картинах и заканчиваю сниматься в комедии «Любовь-Морковь 3». Вы увидите меня в довольно неожиданной роли — я сыграю отца героя Гоши Куценко. Может, кто-то считает подобное кино, мягко говоря, несовершенным. Я достаточно философски отношусь к подобным определениям. Конечно, никто не будет спорить, что это не шедевры, но и позором такие картины также нельзя назвать. В последнее время я стараюсь не отказываться от предложений режиссеров. Не так давно, кстати, подсчитывал, что снялся в семидесяти картинах! Тоже юбилей! (Улыбается.) Но, несмотря на это, считаю, что в творческой жизни не был избалован предложениями.
— Ваша дочь Юля хотя и снялась в нескольких успешных сериалах, все же остановила свой выбор на театре. Вы одобряете ее решение?
— Юля самостоятельная и мудрая. Она вправе сама распоряжаться своей судьбой. Я горжусь ею и уверен, что она взяла лучшие родительские качества. Моя дочь умеет строить свою жизнь. Думаю, что ее главные победы еще впереди.
«По утрам тошнило, а потом переклинило»
— С такими родителями Юле очевидно несложно было пробиться. А вот вам с женой, Верой Алентовой, пришлось в прямом смысле покорять Москву...
— Не совсем так. Это я родился в Баку, детство провел в Астрахани и в столицу приехал из глуши. А Вера отнюдь не провинциалка: она — театральный ребенок, выросла за кулисами и на гастролях. Я попал в Москву из другого мира. Знаю своих однокурсников, которые также прибыли оттуда, но так и не смогли адаптироваться. Им удалось освоить профессию, стать актерами, но покорить этот мир — нет. А когда ты приехал ниоткуда и звать тебя никак, то нужно потрудиться, чтобы доказать в первую очередь себе, а потом и другим, что ты чего-то стоишь и заслуживаешь то, что имеешь.
— Вы родились на востоке, где мужчины славятся кулинарными талантами. Поделитесь секретом фирменного блюда.
— Я действительно умею и люблю готовить, но не храню в голове рецепты. Хотя однажды даже подумывал открыть ресторан или бар. Мне хорошо удается плов, запеченная рыба и, конечно, шашлык.
— Вы можете назвать себя человеком без вредных привычек?
— А такое может кто-то о себе сказать с чистой совестью?! Хотя сегодня я не злоупотребляю спиртным, да и курить бросил. А дымил, кстати, 30 лет! Потом наступил момент, когда просто сказал себе «стоп». Мучился, по утрам тошнило, рука к пачке тянулась… А потом словно переклинило — отказался на физическом уровне.
— Нет ли у вас мыслей уйти из кино?
— Иногда я думаю об этом и завидую японцам. У них принято в почтенном возрасте поставить точку и «покинуть сцену». Мало того, они предпочитают уезжать в другие города или деревни и как бы начинать жизнь с чистого листа. Я считаю: велик тот человек, который придумал это. Такой выход избавил бы меня и таких, как я, от вопросов: что вы сейчас делаете, чем еще порадуете в ближайшее время? Поверьте, мне так надоело пускаться в долгие объяснения по этому поводу.
— Какая новость вас сегодня порадовала бы?
— Возможность снять продолжение «Москва слезам не верит». Я около двух лет работал над разработкой сценария и поиском финансирования этого проекта, однако задуманное пока приходится откладывать…
И все же надеюсь, что мне еще рано «начинать жизнь заново». Еще порадую вас в этой. Что-то все-таки еще будет!