И на Собчак растут деревья
Такой водораздел – давний отличительный знак премии «Муз-ТВ», и каждый раз возникает дилемма: разумно ли всерьез комментировать сию буффонадную раздачу блестящих тарелочек с «золотыми» яблочками или ограничиться спасительной ухмылкой циника? Последний вариант однозначно удобнее, но он неуниверсален. Как ни шути, а «музтэвэшная» церемония продолжает сохранять исключительное положение главного наградного события в родимом шоу-бизнесе. Даже Земфира ею не брезгует и ныне азартно, с воздушной акробатикой (ну, почти, почти) исполнила тут хедлайнерскую роль. Хотя и попыталась, сколь возможно, сгладить такую толерантность к чуждому вроде бы проекту лапидарной резкостью на вступительной пресс-конференции (зачем она вообще туда пошла?).
Зёме предоставили финал вечера с хорошо поставленным «живым» звуком. И этот момент рулевые премии могут смело считать своей удачей. Данный сет наряду с почти бардовским номером Ильи Лагутенко составил особый музыкальный контент церемонии. Земфиру Талгатовну и Ксения Анатольевна не тронула. Просто объявила ее выход с максимально для себя возможным пиететом и сгинула в темноте. Правильно поступила. Но поздновато. То, что в прежние годы считалось базовым элементом премии – саркастические спичи дуэта Собчак - Иван Ургант, в сочетании Ксении с экс-священником Иваном Охлобыстиным дало сомнительный эффект. Охлобыстин явно сдерживал себя на чужой «поляне», а не заполняемое пространство окучивала партнерша, для которой подобное раздолье оказалось избыточным. Острословие Ксюши с каждым выходом казалось все более натужным, и даже Филипп Киркоров, отреагировав на тишину в зале после очередной ее реплики, съязвил: «Видно, что шутка пользуется успехом». У Собчак на голове в этот вечер могли вырасти хоть кактусы, хоть пальмы, это вряд ли бы сработало. Однако технологичность, режиссура и победители церемонии позволяли думать о другом.
Например, о том, что результаты нынешней премии случайны, а сценография, напротив, логичная компиляция различных заметных концертных шоу последнего времени: от «Евровидения» и «Грэмми» до сольников Muse, Пинк, Спирс и т.д. Короче, форма превалирует над содержанием. Она заметнее, ее легче воспринять и ею измеряется ранг действа. В отечественном поп-мире правило незыблемое. Какая разница, в конце концов, кого наградили, кто выбирал и по каким критериям. Вскоре об этом мало кто вспомнит (кроме лауреатов, конечно). Важно – как это было. Ибо если «Золотой граммофон», «Песню года» и подобные ежегодные акции (даже «Чартову дюжину») тусовка потом оценит по принципу: «на «Муз-ТВ» было покруче», это и станет победой. И ведь станет.
Со времен почившей в бозе премии «Овация», гремевшей в середине 1990-х, столь красочно-светско-олигархическо-патетического размаха ни у одной российской поп-церемонии не наблюдалось.
Вот и на сей раз на премию «Муз-ТВ» с почти официальным визитом явился «ё-мобилист» Михаил Прохоров. И Шэрон Стоун, получив награду «за вклад в мировую культуру», покорно целовалась с ведущими шоу, а Иосиф Кобзон, отмеченный за то же самое, но в рамках культуры российской, пел «Я люблю тебя, жизнь». Проникновенные слова о поддержке нуждающихся произнесла Доктор Лиза, премированная «за вклад в жизнь», а сводный хор тяжеловесов нашей эстрады посвятил ушедшей Людмиле Гурченко синатровскую «My Way». Все аспекты национальных американских церемоний (той же «Грэмми») перенесены в российский аналог. В таком ракурсе «пролет» Ёлки с очевидно фаворитным «Провансом» в угоду Тимати и Славе, или неудача (также в двух номинациях) Noize MC (единственного, возможно, отечественного хип-хопера, которому сейчас можно «заряжать» сольник в «Олимпийском»), или реплика Ильи Лагутенко, вышедшего за наградой «Мумий Троллю» в номинации «Лучшая рок-группа»: «Спасибо, хотя мы в прошлом году ни одного альбома не записали» - не более чем шероховатости на фоне масштабного представления.