Римский фестиваль поссорился с Венецией
С самого начала он позиционировался как основной конкурент старейшего киносмотра страны - фестиваля в Венеции, который, по мнению многих, стал слишком далёк от народа. Организаторы «Мостры» немного занервничали, что не замедлило привести к скандалу.
Рим решил предложить зрителю «другое фестивальное кино», где нашлось место и для размышлений, и для бездумного, но приятного времяпрепровождения. На руку мероприятию играла и развитая инфраструктура столичного города, и оборудованные по последнему слову техники кинотеатры - как известно, с этими пунктами в Венеции не так хорошо.
Подобный подход имел успех и в столицу Италии потянулись звезды - первый фестиваль открывала Николь Кидман, на втором Френсис Форд Коппола представлял свою картину «Молодость без молодости», намеренно проигнорировав прочие кинофорумы. Результат не заставил себя долго ждать - организаторы биеннале в Венеции занервничали, что не замедлило привести к скандалу.
Начался он, казалось бы, совершенно безобидно, но организаторам венецианского смотра скоро показалось, что даты проведения фестиваля в Риме - середина октября - слишком уж близко к датам проведения Венецианского смотра, что, мол, плохо влияет на ликвидность последнего.
Против фестиваля в столице выступил и мэр Вечного города - Джанни Алеманно, назвав его «бездумной тратой денежных средств». Но за киносмотр в Риме вступились звезды кинематографа и простые зрители, и в результате отстояли его, а у любителей кино появилась новая тема, о чем судачить на досуге.
Тем не менее, дата открытия нынешнего фестиваля в Риме была сдвинута на целую неделю вперед. И таким образом он начнется 22 октября.
Фестиваль не изменил своим основным положениям и по-прежнему остается «кинофорумом для простых людей», что сказывается на отборе фильмов для конкурса. Это, в свою очередь, с одной стороны играет на руку римскому кинофоруму - он неплохо окупается, но с другой, по мнению маститых кинокритиков, отдаляет его от заветной мечты организаторов - стать фестивалем категории А.
И действительно, если посмотреть на список конкурсных лент этого года, здесь смогут вызвать интерес два-три фильма, не более. Вот некоторые из них: картина открытия «Человек, который любит» Марии Соул Тоньяцци с участием Моники Беллуччи и Ксении Раппопорт, картина Сиддика Бармака «Опиумные войны», и французско-камбоджийский фильм «Плотина на Тихом океане» по роману Маргерит Дюрас с участием Изабель Юппер.
Среди долгожданных, но не претендующих на награды, можно выделить и несколько премьерных показов - это «Герцогиня» с Рэйфом Файнсом и Кирой Найтли, картина «Хороший» Виченте Аморима с Вигго Мортенсеном в главной роли, и лента «Гордость и слава» Гэвина О`Коннора c участием Эдварда Нортона, Колина Фаррелла и Джона Войта.
Приятной новостью для наших киноманов будет участие в основном конкурсе фильма, в работе над которым участие приняли российские кинематографисты - это лента Гульшат Омаровой «Баксы». Хотя это не такая уж неожиданность - Римский кинофорум питает к нашим лентам определенную слабость. Так на первом фестивале два года назад Гран-при завоевала комедия Кирилла Серебренникова «Изображая жертву», а на втором демонстрировался «Монгол» Сергея Бодрова, который, правда, остался без наград, но зато вызвал большой интерес у зрителей и критиков.
По традиции, фильм, достойный главного приза - Золотого Марка Аврелия - выбирают сами зрители. Награды вручает и жюри фестиваля. Они также выберут лучший фильм по своему мнению, и лучшего актера и актрису, которые получат по Серебряному Марку Аврелию.
В этом году Золотого Марка Аврелия за актерские достижения будут удостоены Аль Пачино и Джина Лоллобриджида.
Продлится фестиваль до 31 октября и закроет его показ фильма L'ultimo Pulcinella, снятый по одноименной пьесе, идея которой принадлежит Роберто Росселлини.