Home made: передвижное кафе Foodista
Мы продолжаем рассказывать о домашних кулинарных стартапах. Каждый материал из серии «Home made» – это история маленького успеха: 3 талантливые девушки, которые пекут оригинальные десерты и полезное печенье, Татьяна Вербицкая – одаренный кулинар и организатор мастер-классов знаменитых кондитеров со всей Европы, Алёна Токар – мастерица карамельных чудес, Ника Досаева – первый в Киеве маффиновед и создатель пекарни My Muffin. Их объединяет одно: оригинальные идея, которая буквально «родилась на кухне», и страсть к своему делу.
Андрей Колесник впервые представил свое передвижное кафе на фестивале Gloss Capital Trends. Символичный старт прошел успешно, несмотря на непогоду. Теперь каждый может заказать Foodista к себе в офис или в парк и попробовать полезный стрит-фуд с гастрономической претензией. Мое же сердце навсегда принадлежит сэндвичу с индейкой и сливами.
История создания Фудиста покрыта мраком, и началась она со снобской критики привычных общепитов и мантрического заклинания «Ну как так можно?». На это нам кто-то как-то ответил – «сделайте лучше». Мы подумали – «а почему бы и нет?». Так родилась Фудиста.
Ну, а если коротко – захотелось изменить привычное представление о киевской уличной еде, которая просто утопает в шаурме и вафельках Гоффре. Наша цель – выйти за рамки привычного фаст-фуда и предлагать клиентам гастрономические изыски за приемлемую цену и без вредных компонентов. Отсюда и наше мотто – Улично, Изысканно, Органично.
Но это все скучно и долго рассказывать, поэтому давайте так – мы просто уверены, что знаем, как создать самые большие очереди на самую привычную, казалось бы, пищу.
Авторы – мы, я и двое моих друзей, которые к кулинарии в профессиональном плане имеют слабое отношение. Даже так –чуть более чем никакого отношения к кулинарии в профессиональном плане ни один из нас не имеет. Зато, если мы говорим о кулинарии как о хобби, то тут у нас третий дан, черный пояс и золотые боксерские трусы. Я занимался ВЭД и продажами, ребята – юристы. Но поварской колпак и фартук с тривиальным «Kiss the chief» вызывает у нас одинаковый трепет – кто-то в них перцы фарширует, кто-то делает сэндвичи, а кто-то виртуозно открывает пиво. Так и сошлись.
Наши рецепты в большинстве из итальянских книг, поэтому в названии решили использовать апеннинское «-ста» в конце. Есть версия, что название Фудиста родилось у одного из нас во время тренировки по шахбоксу, но нам она кажется ненастоящей.
На данный момент Фудиста предлагает самую изысканную органическую уличную еду в городе по справедливым ценам. Упор в ассортименте делаем на сэндвичи, но наполнение не может быть банальным.
К примеру, есть сэндвич со свиными ребрышками и сыром дор блю, имеется рецепт с индюшкой, вялеными томатами и сливой. Еще мы мастера спорта по сэндвичам с курицей – с карри или в ореховом соусе.
Не обижаем также и вегетарианцев. Если ты понимаешь, насколько сложно угодить последним, то должен разделить с нами радость от робко брошенного комментария «ммм... вкусно».
Учитывая сезонность нашего меню, с наступлением осени начали делать горячие супы. Шпинатный и томатный радуют вкусовые рецепторы наших клиентов и тепло греют их желудки.
Ну и, конечно же, несколько десертов. Шоколадный мусс с содержанием шоколада 85% и восхитительный Банофи-пай (мой любимый). Последний пользуется особой популярностью, так как никто не знает, что это.
С ценами у нас все довольно просто – ставим на ценящего потребителя, понимающего вкус и ценность того, что он ест. Дешевой нашу кухню не назовешь, но и тот же сыр дор блю или кедровые орешки – не дешевые продукты. Мы придерживаемся европейской практики и не накручиваем на продукте 200%, как у нас любят делать, продавая бутерброд с куском «сервелата» за 30 грн. Поэтому наша пища очень доступна.
Замечу, что не всегда такая политика хорошо работает в плане заработка, некоторые позиции зарабатывают для нас копейки. Но эти позиции настолько вкусные, что хочется порадовать всех вокруг. Пусть приходят.
Наша целевая аудитория проекта – офисные центры и парки. Поэтому Фудиста – это симбиоз сезонности и постоянства. Мы радуем компании своей продукцией на ланч даже в самую мерзкую слякоть, а когда становится теплее, с удовольствием выходим в парки –кормить парочки, мам с детьми и комаров.
Нами движут 2 силы – любовь к позитивным эмоциям и ненависть к МАФам. В этом котле чувств в наших головах рождаются лучшие рецепты, концепции, идеи. Нет, мы, конечно же, читаем кулинарные сводки, смотрим Джейми Оливера и черпаем некоторые идеи из сети. Но даже стандартные рецепты мы немного изменяем, добавляем ингредиенты, меняем специи – преображаем.
В общем, мы немного экспериментаторы, точно авантюристы и слегка забияки – мы думаем о хорошем сочетании продуктов и не боимся пробовать. По результатам делимся впечатлениями, а потом решаем – быть такому блюду у нас в меню или нет.
Все тестовые запуски Фудисты готовились на домашней кухне на простой плите и духовке Whirlpool. Не обязательно иметь профессиональное оборудование, чтобы начать свое дело. Достаточно правильной техники и желания. Сейчас для постоянной работы у нас есть кухня попросторней. Это не цех, корову там, конечно, не выпасешь, но это что-то среднее между ним и домашней кухней.
Мы хотим закрепиться минимум в 3-4 бизнес-центрах и обеспечить собственное постоянство в парках. Уже сейчас люди ищут нас на той же Парковой Аллее, и мы сделаем так, чтобы они смогли нас найти или, как минимум, заказать нашу пищу. Также в текущем сезоне мы приглашены на несколько фестивалей и в целях рекламы и продвижения размышляем над тем, чтобы принять в них участие.
Один из часто задаваемых вопросов – как мы контролируем качество? Сегодня никого не удивишь принципом «сделано сегодня – съедено сегодня» (скорее, его отсутствием). Но если ты посмотришь на нашу продукцию – не сложно понять, что если бы мы не придерживались такого принципа, то наши сэндвичи покупали бы разве что самые отчаянные дальнобойщики на Окружной. Мы используем только сегодняшние продукты из проверенных источников, упаковку производим в перчатках, были предложения окроплять святой водой по окончании процесса приготовления.
Зачем придумывать блюдо по своему вкусу? Мы все равно сделаем вкуснее! Мы можем добавить твое блюдо в наше меню, если будет много желающих, и это не будет конфликтовать с нашей концепцией. Мы прислушиваемся к пожеланию клиентов касательно начинок, но на данный момент не было ни одного негативного комментария по поводу наполнения сэндвичей.
Фудиста может работать как простая доставка, но мы не видим особого кайфа в таком сухом подходе. Наша продукция наполнена энергией, и нам приятно тебя с ней знакомить, презентовать ее. Например, ты знал, что такие трубочки, из которых ты пьешь наш лимонад, есть только у нас и у Спанч Боба? Вот, а мы бы тебе об этом сказали. Презентация пищи для нас такая же важная составляющая, как и ее наполнение и вкус, поэтому мы любим живое общение. Возвращаясь к доставке, на данный момент мы принимаем только объемные заказы – например, 20 сэндвичей. Более мелкие заказы будут доступны через некоторое время. Над этим еще работаем. В планах на ближайшее будущее – открыть сайт, где и будет размещена информация о доставке.
О Фудисте рассказывает её еда, это однозначно. Это не просто стрит-фуд для набивания желудка, это гастрономический оргазм! Твой желудок скажет тебе спасибо, а вкусовые рецепторы споют серенаду.
Мы же создаем рецепты и готовим с придыханием, с выражением, с трепетом и даже неким фанатизмом.
Катон постоянно твердил «Карфаген должен быть разрушен», отсылая слушающих к основной идее, стержню, лейтмотиву своей речи. Наш стержень – «Фудиста должна быть потрясающей», и мы хотим, чтобы с каждым кусочком нашей продукции ты возвращался к этой мысли и соглашался с ней. Но даже если это не всегда будет получаться, «Фудиста должна быть потрясающей».