Украино-французкое театросмешение
Именно такой пример синтеза антрепризной театральной формы и хорошей драматургии киевская публика смогла увидеть в работе молодого режиссера Екатерины Степанковой, выпустившей недавно спектакль "Будьте как дома" по пьесе современного французского драматурга Жан-Мари Шевре.
Сразу надо сказать, что в новой своей работе (первая "Розовый мост") режиссер осталась верна своему профессионализму. Сохранив стиль "комедийного театра", она выявила всю "философию" игры, заложенную в пьесе, через эмоции героев. Чувствуется, что больше всего режиссера занимали их взаимоотношения, их любовь, ненависть, попытки найти понимание, прощение - словом, самые простые и понятные вещи. А "философские житейские" обобщения проистекали из этих человеческих поисков как бы сами собой. Наверное, как у каждого сидящего в зале, свои собственные....
Без сомнения, невозможно браться за подобную драматургию, не имея в арсенале
первоклассных актерских сил. Режиссер сделала замечательный выбор, распределила
роли, словно повинуясь внутреннему, подсознательному указанию, - и нигде не
ошиблась. Думается, что каждый из пяти мастеров, занятых в спектакле, сможет
причислить работу в "Будьте как дома" к своему "золотому" списку. Особенно это
касается Виталия Салия, чей (мастер по шпингалетам, с мечтою о карьере водопроводчика) Маню становится вроде бы неприметным, но мощным двигателем сюжета, и молодой актрисы Лукьяненко, для которой роль польки Баси Брозек - пожалуй одна из самых лучших театральных работ. А молодого героя-мужа Самира Белькасера блестяще играет Ахтем Сеитаблаев. Лучшие эпизоды спектакля связаны с ним и его героем. В спектакле перед актером поставлена очень сложная задача - играть драму героя не выходя из общего комического настроя спектакля...
Спектакль начинается с того самого момента, когда незадачливый сынок консьержки пригласил пожить в одной из самых маленьких комнаток в квартире, где его мать проводит еженедельную уборку, своих приятелей, оказавшихся в Париже без крова над головой. И в тот момент, когда счастливая троица уже потеряла бдительность и даже решила устроить вечеринку с шампанским из хозяйских фужеров, хозяйки квартиры неожиданно вернулись домой. Старушки-сестры не пришли в восторг от увиденного, и, естественно, расценили действия молодых людей, как внезапное вторжение. Более того, старшая из сестер - Маривон, которую играет А. Роговцева, вполне резонно потребовала немедленного выселения незваных квартирантов. Впрочем, ее героиня все привыкла делать решительно и смело. Она и во внешнем облике сохранила нечто мальчишеское угловатое, выставленное на показ волевое начало. А в поступках и поведении тем более: что думает, то и считает нужным говорить. А. Роговцева играет женщину с биографией - она знает и запах пороха, и радость любви. Но лучше всего она знает цену, которую надо платить за то, чтобы быть счастливой.
не была замужем. Она своей игрой воплощает тип "старушки без возраста", про которых говорят - "божий одуванчик". Сестры давно живут вместе, несмотря на то, что они очень разные. Обе актрисы используют это в своей игре: все смешные и забавные эпизоды спектакля строятся на конфликте этой разности. Они крайне редко соглашаются друг с другом; но если все же им удается договориться и происходит временное перемирие, то, по сути, соглашается только героиня Жанни. Она все готова терпеть во имя мира в их крошечной, и в принципе, страдающей от одиночества, семейке. Так было всегда, и так продолжалось до тех пор, пока Жанн не настояла на временном проживании в их квартире, влюбленной парочки. Самиру и Басе идти, действительно, некуда. Бася приехала из Польши и живет в Париже нелегально. Самир, хоть и полноценный парижанин (у его отца есть свой дом в Париже), но находится на положении изгоя, так как родился в Алжире и по происхождению араб, и, следовательно, во французской столице он – «черномазый», как обзывает его Меривон. И именно в людях такого рода коренным французам очень удобно видеть причину всех несчастий.
Надо отдать должное в этом вопросе нашим двум дамам. Им, в конечном итоге,
абсолютно наплевать на то, какой национальности их непрошенные жильцы, однако
воинственно настроенная Маривонн не собирается скрывать, как много хлопот
доставляет ей проживание в их квартире двух молодых людей и насколько оно
нежелательно. Но все же, молодые люди не выброшены на улицу, им разрешено
проживать и даже пользоваться ванной.
И пока одна сестра с огромным удовольствием, прямо-таки по-родственному, опекает
прелестную славянку: учит ее правильному французскому, дает добрые советы, другая - с таким же усердием вставляет палки в колеса молодому арабу, пока не доводит его до полного отчаяния. Он ее раздражает, а порой она его просто ненавидит, несмотря на то, что он изо всех сил старается не попадаться ей на глаза и быть как можно незаметнее.
Но в самый кульминационный момент, когда герой доведен до отчаяния, до предела
своих возможностей, жизнь поворачивается совершенно другой стороной - радостной
и счастливой.
Сцена примирения героев, собственно, и станет кульминацией спектакля и началом развязки. Именно здесь накаленные до предела страсти получат свое разрешение.
Родной Париж для главного героя давно потерял свою привлекательность. Этот город
гонит и отталкивает его, этот город с его жестокими законами предъявляет свои права. Здесь нет места инородцам - таков суровый вердикт. Герой Сеитаблаева отнюдь не провозглашает лозунгов Французской буржуазной революции - "свобода, равенство, братство". Он не предъявляет требований к правительству, которое не в состоянии обеспечить ему эти права. Он играет человека уставшего от постоянной неприязни и расовой дискриминации. И это не просто слова, это слова, которыми ломаются судьбы молодых людей. Актер обостряет ситуацию до предела, весь гнев, всю скопившуюся боль он бросает в глаза своей "главной противнице".
В сущности героиня Роговцевой слишком умна и стара, чтобы и самой понимать, как жизнь ломает людей. Она не утешает. Она, наверное, перестала верить в силу слов, и
знает более действенный способ вылечить человека от кризиса и стресса. И эта
премиленькая старушка всегда держит в своей заначке одно старое проверенное
средство. И нашему украинскому зрителю, хорошо знакомому с "панацеей" от всех бед и болезней не понаслышке, этот эпизод не может не понравится - все становиться таким знакомым и родным, почти по-украински. Сцена опьянения молодого мужчины и пожилой женщины и последующие за ней сцены легкого куража и всепрощения сыграны блестяще!
Артисты играют чуть-чуть фарсовую ситуацию, не переходя, однако, рамки жанра и
приличия. А как же иначе, если многодневной войне "грозит" такой мирный финал. Старуха учит жить, и не потому, что жизнь жестокая штука, а потому что только дубленая кожа крепка. Но истины, кажущиеся банальными, произносятся и воспринимаются этой парочкой с должной иронией. И вот от былой ненависти не остается и следа: зрители почти не замечают как Маривон и Самир переходят на "ты", называют друг друга по именам. И даже более того, будучи уже не состоянии твердо стоять на ногах, они опираются друг на друга, всячески поддерживают и подбадривают друг друга, не отдавая еще себе отчета в том, что прониклись наконец долгожданным доверием друг к другу. Их диалог наполнен блаженством, что "войны миров" больше нет, опьяняющим желанием как можно скорее начать новую жизнь и обещаниями помогать друг другу до гробовой доски в этой нормальной ежедневной суете.
Словно проверив на прочность и человеческую силу, совместимость и любовь, развязка наступает мгновенно и неожиданно. Гнев сменяется на милость - и в подарок от квартирных хозяек молодые люди получает не только ключи от соседней квартиры, но и работу, и заботу, и все жизненные блага.
"Будьте как дома" - спектакль, приносящий радость - и от встречи с любимыми актерами, и от хорошего, доброго сюжета. В их взаимном душевном проникновении рождается простое человеческое счастье. Заново обретенное, как своеобразная компенсация судьбы за перенесенные испытания. Как стала такой компенсацией для режиссера, без сомнения, очень нежно любящего своих героев и оправдывающего их во всем, благодарная реакция зрителей. В том числе непостоянных, не привыкших к таким спектаклям под маркой ослепительного "Сузирья".
Конечно, в этом жанре есть острая необходимость! Публика хочет доброй сказки, но чтобы героями ее были обыкновенные люди. Публика прекрасно понимает, что у обыкновенных героев может быть много обыкновенных проблем и не всегда покладистые характеры. Но публика также уверена, что в конечном итоге победит добро, ибо знает, что современный - и тем более антрепризный спектакль - избегает трагедий. Публика хочет смеяться, радоваться и аплодировать любимым артистам. Может быть, смех не всегда уместен, но простим ей эту торопливую реакцию - она ведь очень хочет happy end.