26 и 27 сентября в Еврейском Культурном Центре «Beit Grant» впервые в Украине проходит моноспектакль «Я - пулеметчик» по пьесе Юрия Клавдиева в исполнении Кирилла Плетнева. Премьера спектакля состоялась в 2007 году, от газеты «Московский комсомолец» Плетнев был премирован за лучшую мужскую роль и стал обладателем премии «Чайка», а сам спектакль удостоен главной премии газеты в номинации «Лучший спектакль» (категория «Начинающие») сезона 2006-2007 года.
Первое, на что нужно обратить внимание – спектакль содержит ненормативную лексику. И, поверьте, насыщен он ею предостаточно, поэтому брать с собой детей на это произведение не советуем. Два подвешенных мешка с фасолью и совершенно пустая темная комната, на сцену которой из зрительного зала выходит молодой парень в пальто и валенках – так начинается спектакль «Я - пулеметчик».
0LОбраз актера явно военного времени, если бы не мобильный телефон, который периодически и назойливо отвлекает его от монолога. Несмотря на закрученный сумбурный сюжет, суть достаточна проста: сплетение двух временных прослоек, два облика - современного молодого парня «с понятиями» и его деда, воевавшего во Вторую мировую. Плетнев одновременно играет два образа, переплетая в единое целое, через воспоминания парня об откровенных рассказах деда о войне, он воссоздает внутренний монолог, честный и неприкрытый.
1LПериодически Плетнев иронически общается с залом и даже с художником по спецэффектам. Местами немного сумасшедшие сцены будоражат сознание, например, мечты о море - рассыпав по всему полу фасоль, актер начинает бурно плескаться в ней, издавая звуки чаек. Или неистово кричащий актер во время пулеметной очереди, с проецированием световых кардиограмм вдоль всей сцены. Или сюжет с пневматическим оружием, которым он стрелял в ярко-красные надувные шары, при этом рассказывая о том, как тяжело убивать. Повторюсь, что все сцены сопровождал откровенно неприкрытый мат, иногда до хрипоты кричащий. Спектакль заставил немного поразмышлять и углубиться в понятие искусство.
Искусство – это наше восприятие обыденности, это способ, через который мы пытаемся передать наше осмысление настоящего. Как известно, ничто в этой жизни не может быть вечным, все претерпевает свои изменения, а то и вовсе сходит на нет. С каждой новой эпохой меняется сознание человека, а впоследствии и все остальное. Музыка, кино, живопись, литература - все современное искусство обретает иные формы и средства. По творениям современности можно понять психологию и настроение того или иного времени.
9LА что можно сказать о нашем, настоящем? Возьмем, к примеру, литературу: Фредерик Бегбедер, Сергей Минаев, Мишель Уэльбек - все они прямолинейны, пошлы, вульгарны. Что это? Способ выделиться и обратить на себя внимание, или реальная интерпретация нашей с вами современной жизни? Тоже самое наблюдаем и в музыке: техно, рок, рэп - невозможно назвать их трогательными, сентиментальными или «душевными» мелодиями. Это кричащая, тяжелая и односложная музыка. А ведь еще каких-то 50-60 лет назад этих стилей не было и в помине.
О кино вообще можно долго говорить, 3D возможности уже отбросили на второй план саму суть кинокартины. Мы идем в кино за адреналином и новыми ощущениями – драки, кровь, убийства. В жизни ведь нам крайне не хватает эмоций и переживаний - мы читаем в интернете шокирующие новости, смотрим ужасы и порнографию, чтобы хоть как-то разбавить такую обыденную и спокойную жизнь. А все почему? У нас изменилась жизнь. Не будем сейчас выделять отдельные страны или отдельные судьбы, в целом, ведь все хорошо! Нам не надо сражаться за свою жизнь или страну, нам уже не страшна чума или холера, мы не страшимся голода или холода, потому что, по большому счету, у нас все есть. Но война все равно продолжается - уже внутри нас.