Стежкины вечности

23 февраля 2012, 17:47  1517
Валерий Светлов

На камерной сцене Киевского ТЮЗа по пьесе А. Курейчика представили спектакль «Человек и Вечность». В качестве режиссера выступила  Ирина Стежка. Оказалось, что она не дебютантка в режиссуре и уже выпустила не одну  хорошую работу. Но эта, разыгранная на малой сцене постановка, впечатлила более предыдущих. Прекрасный "продукт" дает надежду  на новый виток ее творческой спирали. Без обиняков, вполне заслуженно спектакль  можно считать репертуарным манифестом. Молодой режиссер прочла пьесу с таким первозданным вниманием и интересом, что она прозвучала на сцене  совершенно по-иному, от идущего в Молодом театре хрестоматийно обычно, без изысков,  по-простому  спектакля-близнеца (но только по одноименному названию).

В ТЮЗе же наделили спектакль видеоинсталляцией  и многокрасочно,  живо, посредством пространства создали картину мироздания с пронзительной внутренней трогательностью. В сущности, атмосфера постановки душещипательна и в то же время радостна. Там, где вроде бы нужно смеяться, вдруг становится грустно, ситуация комедийная грешит сантиментом, а тут и до трагедии недалеко. Тотчас хочется отметить, что эта воздушная неопределенность, дающая возможность соучастия и домысливания, и есть одно из главных достоинств нового спектакля. Трудно было бы в сегодняшней театральной ситуации придумать более удачное наложение художественной утонченности. Однако жажда познания настолько увлекла режиссера, что предъявленный спектакль стал  визитной карточкой театра в качестве новой художественной политики. Cмелый шаг оправдал  немного рисковую ситуацию. Сразу стало понятно, что комедия и фарс – ей по-плечу, а своим мастерством сообща  с актерами извлекать на свет Божий из пьесы едва уловимые темы и развивать их по принципу жанровой композиции – ее  «ноу-хау».

И.Стежка «сработала» спектакль всерьез мудрый, качественный и не пресный. Пожалуй, из всей обоймы идущих в ТЮЗе спектаклей  он «выстрелил» успешнее всех. Правда, и способ самовыразиться выбран был самый верный. Пытаясь провести серьезные вопросы Бытия чрез комедию, автор инсценировки, добросовестно внесла многие чудные коррекции, а текст пьесы по необъяснимым причинам изменился и стал  игривым и разудалым.

Впрочем, даже мелочный злопыхатель не обвинит создателя «Человека и Вечности» в стремлении потешать зрителя  любой ценой. Ограничения, наложенные «материалом» (четыре исполнителя и небольшая сценическая площадка), режиссеру не мешают, а всячески помогают. В новой, но сложной ее работе есть остроумие, смак и достоверное ощущение стиля в духе непреложного академизма. На зрителя обрушивается поток технически сложных приемов. А под всякую мизансцену придумано новое пластическое решение.
Например, Продюсер (А.Вилков) выполняет под «забойную» музыку упражнения в стиле циркового коврового. Показанные «акробатические выверты», с блеском примененные им на сцене, раскрывают его клоунское дарование, которое не востребовано сегодняшним театром. Неплохо были продуманы встречи Человека (К.Попудренко) и продюсера, а их «игрища» превращаются в партию миниатюр. В этих зарисовках актеры оказались образцовыми соучастниками этой режиссерской задумки: подметить грань, когда притворство претворяется в драму, а драма - в дурачество, здесь почти невозможно… В скоморошном соревновании два актера  играют на контрасте: гримасничают, хихикают, пританцовывают. Они просто упоенно играют своих героев, и их дуэт выглядит как прекрасный пример азартного театрального хулиганства. Финальный вираж сюжета они оправдывают… во что бы то ни стало рассмешить зрителя, пытаясь юмористически обыграть драматические сюжеты.

Также недурственно заявила своим персонажем Вечности (Ирина Лановенко). Переодеваясь в новые платья, преобразуясь в каждой мизансцене, пробует параллельные образы, разыгрывая то уборщицу, то бизнес-вумен, то Страсть- Женщину … Конечно, размышляя  об увлекательности спектакля (а ведь в нем есть прямо-таки захватывающая интрига) и о его изящной легкости, яркой зрелищности,  вспомнишь и Л.Жилко - чему немало поспособствовала ее сценография,  и чувствительное  музыкальное оформление  В.Борисова. Но самое главное достоинство коллективной работы, заданной, направленной и слаженной  Ириной Стежкой, состоит, мне думается, все-таки именно в том, как непостижимо тонко и органично введена в безудержную игровую стихию трогательная, проникновенная нота Небытия, с беспредельной искренностью и трансформерно воплощенного на сцене образами бездушного мира людей, где остро чувствуется «звериный»  неуют  тел, вызывающий судороги напряжения.…

Нет сомнения, что «Человек и Вечность» будет пользоваться таким же успехом как легендарный спектакль «Зрители на спектакль не допускаются», с тем отличием, что кроме пустого смеха, которого в избытке в спектакле Театра на Левом берегу, в «Человеке и Вечности»,  кроме юмора, присутствует душевная и духовная  наполненность...

В Театре на ул. Липской  вышел удачный спектакль. Ему наверняка предстоит стать лидером хит-парада среди киевских премьер, а от его кассы будут довольны и, пекущийся о финансовых показателях директор, и заявившая  уже четвертой постановкой – маэстро Стежка…

Комментарии