Странная штука современное искусство. А в частности – театр. Изменяет до неузнаваемости драматургические произведения, заставляя заново проигрывать в голове знакомые по университетской программе сюжетные перипетии. Но то, что это интересно – уж этого точно не отнять. А чтобы не сотрясать воздух беспредметными рассуждениями, перейдем, собственно, к делу. Точнее – к спектаклю «Макбет» Творческой мастерской Киевского театра марионеток. Показан он был в рамках ГогольFestа-2008.Нельзя сказать, что я очень хорошо помню сюжет одной из знаменитейших трагедий Шекспира. Нужно было прочитать хотя бы краткое ее содержание – я этого не сделала, и это было поистине стратегической ошибкой. В пьесе (все-таки пролистала «Макбет» уже после просмотра спектакля) достаточно сложный сюжет и множество действующих лиц. В то время как в постановке Михаила Яремчука, режиссера Творческой мастерской Киевского театра марионеток, заняты всего пятеро актеров. К слову, Яремчук является также автором сценографии спектакля, его музыкального оформления и художником по костюмам. Но о костюмах, оформлении сцены и прочем – позже.
Как же так – солидная пьеса с множеством действующих лиц и вдруг – всего пятеро лицедеев? И умещаются они на небольшой, размером с кухню в малогабаритной квартире, камерной сцене. А еще при этом на сцене находится куча всяческого барахла – непонятные сооружения из палочек и тряпочек, колеса различных размеров, шахматы, куча камней и белой пыли. И во всем этом возятся, строя хитрые и подлые рожицы, три существа, определить социальную принадлежность и пол которых невозможно (лишь благодаря довольно облегающим костюмам становится понятно – мужчины). Они в белых одеждах с капюшонами и явно задумывают что-то нехорошее. Так и есть – это те самые три ведьмы, которые в пьесе Уильяма Шекспира прочили кавдорскому тану Макбету королевский престол. Кстати, понять это человеку, не ознакомленному с творчеством великого драматурга в достаточном объеме, будет достаточно сложно. Как, впрочем, и весь тот сыр-бор, происходящий на сцене в течение полутора часов.
Но весь этот сыр-бор, пусть он и далек от традиционного театра с его линейными постановками, вполне четко и достойно смотрится. Для начала – просто интересно наблюдать за действиями трех молочно-белых ведьм, снующих по сцене. Ну а появление леди Макбет в костюме-скафандре темно-оливкового цвета вообще как гром среди ясного неба – настолько она контрастирует и по цвету, и по темпераменту с происходящим до ее появления на сцене. Кстати, по Шекспиру леди Макбет и была идейной вдохновительницей всех злодеяний мужа. Это именно она поверила предсказаниям зловредных ведьм и заставила супруга убить будущего короля с тем, чтобы занять его трон. Но в постановке Театра марионеток леди Макбет вызывает живое участие и симпатию (возможно, на фоне белых ведьм). Появление ее супруга нагнетает атмосферу еще больше. Вместе парочка коронует друг друга и практически сразу же для них наступает момент расплаты. Точнее не момент, а до самого конца спектакля. Новоиспеченные король и королева решительно сходят с ума, подстрекаемые голосами и мерзким хихиканьем-позвякиванием колдуний. Атмосфера достигает своего апогея, когда Макбет получает от ведьм последнее предсказание, после которого уходит из жизни его супруга. Но, видимо, это уже мало волнует пошатнувшегося умом правителя – его преследуют голоса и призраки убитых им на пути к власти людей. Вот, собственно, и весь сказ. Развязка очевидна.
Вот так вот – без лишней суеты, персонажей и антуражей продвинута, в общем-то, основная идея – зло должно быть и будет наказано. История коварства, предательства и логично следующего за всем этим возмездия. Не обошлось и без кукол – а как же, все-таки
Театр марионеток! В одном эпизоде ведьмы «трансформируются» в зеленоватых, достаточно неприятных, надо заметить, кукол, дабы еще более эффективно повлиять на помутненный разум Макбета. Ну и в финале, так сказать, добивают убивцу. Что ж, вполне эффектный и качественный симбиоз вертепа, театра марионеток и драматургии как таковой.