Только слушать. Гоголь на ГогольFeste

Анна Фионик 15 мая 2008, 17:56  955

«Майская ночь, или Утопленница» Гоголя, «разобранная» на музыкальные аккорды – примерно так характеризует свое творение «Гоголь.Вечера» режиссер московской студии SounDrama Владимир Панков.

Определение этого жанра – SounDrama – родилось в 2005 году, в процессе работы студии над другим спектаклем, «Красной ниткой». Оно было изобретено для того, чтобы все-таки как-то «обозвать» то, что у студийщиков в итоге получалось. Это не было ни драматическим действом, ни мюзиклом, ни, упаси Господи, опереттой. Так и появилось на свет название SounDrama.

Действие спектакля «Гоголь.Вечера» начинается с застолья (а куда же без него), причем мужчины и женщины сидят за отдельными столами, обсуждая всяческие проблемы. Но потом вдруг резко все подскакивают и начинается звуковая вакханалия, исполненная, как это ни странно, удивительной гармонии. На сцене, кроме поющих актеров – музыканты с разнообразными инструментами, но они среди лицедеев не выделяются, поскольку облачены в такие же точно костюмы. А костюмы – тоже история отдельная. Режиссер вместе с художниками спектакля ездили в специальную экспедицию в Украину, дабы раздобыть аутентичные наши костюмы конца XIX - начала XX веков. И привезли на всю честну толпу вышитые рубашки, предметы быта для реквизита. А заодно и насобирали урожай из народного украинского фольклора, дабы вплести его в музыкальную канву спектакля. И сплелись народные украинские песни, которые очень забавно слушать в исполнении с московским акцентом, с классическими темами «Майской ночи» Римского-Корсакова и «Времен года» Чайковского. В центре сплетения всех этих разнообразных звуков – шепота, воплей, рефреном-эхом повторяемых, гудении котрабаса, гуле перкуссии и так далее, история Ганны и Левка – обыкновенных парубка и дивчины.

«Тиха украинская ночь» - эта фраза, произнесенная в один из моментов спектакля, вызывает ироническую улыбку – не так уж она и тиха в постановке Панкова, скорее наоборот – громогласна. Вообще «Гоголь.Вечера» похож на концерт, состоящий из отдельных музыкальных фрагментов, в котором сюжет – всего лишь связующая часть между ними. Впечатление таково – открылась музыкальная шкатулка с фигурками, которые слаженно двигаются в такт музыке внутри ящичка. Все фигурки одинаково одеты и вышколены, их движения филигранны и отточены. В общем, действо, происходящее на сцене, завораживает. Текст Николая Васильевича во всем этом шуме угадывается редко, но, как становится понятно, режиссер и не стремился канонично следовать исходнику, а скорее ставил цель передать атмосферу. К слову, произведение Гоголя адаптировано (весьма своеобразно) для сцены Ириной Личагиной. Кроме того, из уст актеров, как уже было сказано, звучат элементы украинского фольклора. Иногда звучат очень забавно – а как можно услышать украинский фольклор с мАсковским акцентом и не засмеяться? То-то же.

Поразила чувственностью и накалом эмоций сцена с русалками. Очень эротично и правдоподобно – именно такими их и проще всего представить, молодых и жутко-прекрасных утопленниц. А вообще закончилось все, естественно, хорошо – свадьбой.

Кстати, есть в этом всем шуме один несомненный плюс. Во время спектакля можно не отключать звук мобильного телефона – он уж точно никому не помешает!

Фото Ольги Троян
 
 

Комментарии