Театр "Колесо" раскрутил "рулетку" чеченских событий.
...На сцене "Колеса" - легкая конструкция из белых перекладин: не то клетка, не то комната. Стекла выбиты, внутри две застеленные полки, между ними - столик... Возникает стук колес, и все становится на свои места: перед нами - купе поезда. На одной из полок, в скупом свете синей вагонной лампочки угадывается какая-то фигура. Купе непрерывно вращается вокруг своей оси. Едет. По кругу. В никуда. Вращается, как колесо рулетки.
Актриса Мария Груничева (сама молодая мать) сыграла свою героиню, что называется, на одном дыхании. Безоглядная уверенность в себе, доходящая до дерзости, и грубость, граничащая с хамством, на поверку оборачиваются глубокой растерянностью перед судьбой, подлинным душевным сломом. "Зачем твой сын пришел с оружием в чужой край?" - кричит Анна, пытаясь оправдаться перед самой собой. Но запах крови от рук, отнявших столько жизней, неистребим, пусть и существует только в ее воображении. Остается выбросить за окно вагона пахнущие кровью доллары (Мария отказывается их принять) и сыграть с собой в "кавказскую рулетку", игру для предателей (в полном барабане не хватает всего одного патрона). Игра со смертью заканчивается смертью - старая истина...
Мария - Елена Кривда - появляется в купе неожиданно. То ли воровка (ведь взяла что-то из-под подушки у Анны, а теперь отпирается), то ли не в себе. Актриса с видимым удовольствием играет со зрителем, не раскрывая истинной цели своего появления. И нравственная сила Марии берет верх в борьбе характеров и воль двух женщин задолго до того, как становится ясно, что украденный предмет - не банальный кошелек, а пистолет, и сама Мария - не случайная попутчица Анны.
Поляризация сил возрастает с появлением третьего персонажа - Проводника. В актерском послужном списке Станислава Колокольникова это, безусловно, одна из лучших ролей. Образ развивается - от добродушно-циничного ухажера до наглого бандита-шантажиста (почему бы не воспользоваться подслушанным?). То комичный, то страшный, то жалкий, но всегда опасный, этот почти инфернальный Проводник, в сущности, представляет криминальный мир, связь которого с событиями в Чечне вполне реальна.
Режиссер спектакля, заслуженная артистка Украины Ирина Клищевская, внесла в точно выверенную ткань действия пластические вставки ("драматические танцы", как сказано в программке) в постановке Л. Попович. Движением иногда можно сказать больше, чем словом. Условный пластический мир позволил сделать неожиданный финальный ход - появление танцующего призрака Анны в легком белом платье. И когда зритель настраивается на благостную мысль о потустороннем очищении души, раздается резкий выстрел, которого мы ждали в реальности, в сцене "рулетки". Это Анна в своей вечности стреляет по призрачным мишеням...