"Эраст Фандорин" появился в Киеве с большим опозданием
Премьера спектакля прошла в мае 2002 года в российском академическом Молодежном театре. Однако украинские поклонники Бориса Акунина ждали гастролей больше пяти лет, а потом еще полтора часа, пока монтировали сцену. В 20.30 зрителей все-таки пригласили в зал, после чего администрация театра попросила почтить память шахтеров, погибших в результате аварии на шахте им. Засядько, минутой молчания. Так, сначала раздраженная, а потом и вовсе опечаленная аудитория приступила к просмотру спектакля. Впрочем, с первых же минут, забыв обо всем, зрители перенеслись в ХIХ век.
Художник-постановщик Станислав Бенедиктов решил пространственно-временную задачу, расставив на сцене максимальное количество тяжелых окон и дверей. Когда спектакль игрался в Москве, в окнах виднелись фотографии достопримечательностей стран, где разворачивались события, киевлянам же пришлось догадываться о перемещениях героев самим. А перемещались они весьма интересно. По замыслу режиссера Алексея Бородина они двигались то в замедленном, то в ускоренном темпе, порой бежали на месте. Отдельное спасибо за выделившийся адреналин нужно сказать пиротехнику Павлу Горбунову. Спектакль сопровождался несколькими взрывами и постоянными выстрелами, которые хоть и выглядели по-детски, звучали вполне правдиво и каждый раз заставляли зрителей вздрагивать от неожиданности.
По сюжету, Эраст Фандорин (Петр Красилов) работает сыщиком в московской полиции. Он начал заниматься расследованием дела, которое уже собирались закрывать,- выглядело все как банальное самоубийство молодого и безответно влюбленного студента, что якобы является обыденным для ХIХ века. Однако Фандорин выходит на след мировой террористической организации "Азазель", на совести которой и это убийство, и еще множество других. С этого момента начинается сплошная стрельба, взрывы и побеги. В конце - никакого счастливого финала. В день собственной свадьбы возлюбленная Фандорина Лиза (Нелли Уварова) погибает в результате взрыва - так "Азазель" мстит талантливому сыщику. Организация же так и не была уничтожена. Когда занавес закрывался, уже седой герой снова куда-то бежал. Возможно от самого себя и той жизни, которую выбрал в начале.
Спектакль представляет собой сплошные убийства и дуэли, проходящие по принципу "американской рулетки". При этом сам Фандорин стрельбу не любит. Вообще представления героя Красилова о жизни "по-маяковски" наивны: он проводит четкую грань между тем, что такое хорошо и что такое плохо. А вот роль его возлюбленной оказалась эпизодической и не слишком яркой: Лиза появляется только в начале первого акта и в конце второго, да и то ненадолго. Между тем фотографии Нелли Уваровой печатали на всех афишах - очевидно, организаторы сделали ставку на "узнаваемость брэнда" (широкая публика знает актрису по главной роли в сериале "Не родись красивой"). Гораздо более интересная роль досталась Елене Галибиной, которая сыграла Эмму Пфуль - немку, гувернантку молоденькой Лизы. Происхождение не позволяет ей правильно выговаривать все звуки русского языка, а рассказ Эммы про "Олекзандровзкий зад" особенно развеселил публику.