5 украинских авиакомпаний выгнали с российского неба. Что это будет означать для пассажиров?

Россия ответила Украине взаимными санкциями – с 25 октября прямое авиасообщение между странами закроется как минимум на год. Потеряют от этого и пассажиры, и перевозчики, и аэропорты

Россия применила право на “зеркальные санкции” против украинских авиаперевозчиков. Запрет на осуществление рейсов в РФ уже получила компания МАУ. На очереди также Днеправиа, Мотор Сич, YanAir, которая только планировала запуск сообщения Жуляны-Домодедово с 26 октября, и WizzAir Украина, которая уже не осуществляет такие рейсы.

Такой шаг российских властей стал ответом на украинские экономические санкции против российских авиакомпаний, заявил министр транспорта РФ Максим Соколов.

“Существует двустороннее соглашение о воздушном сообщении, которым предусмотрено, что, если одна из сторон, нарушает правила авиационного пространства другой страны, то последняя может применить какие-то санкции. С украинской стороны было закрыто воздушное пространство над Крымом, но российские авиакомпании осуществляли полеты туда”, – объясняет партнер юрфирмы Анте Андрей Гук. После аннексии Крыма, украинская власть вынуждена была закрыть пространство, поскольку несет юридическую ответственность за безопасность авиаперевозок, несмотря на то, что физически не в состоянии ее обеспечить.

Соответственно, в сентябре текущего года Совет нацбезопасности и обороны (СНБО) подал ходатайство, которое было поддержано и Президентом и Кабмином, о блокировании авиакомпаний, которые осуществляли рейсы в АР Крым в течение 2014-2015 годов. Следовательно, 25 российских авиаперевозчиков, в том числе крупнейшие из них Аэрофлот, Трансаэро, S7, Россия, Utair, не будут допущены до Киева и других украинских городов с начала зимней навигации 2015/2016 годов, то есть с 25 октября 2015-го. Единственная компания, что не попала под санкции – авиакомпания UTair, которая имеет дочернюю структуру в Украине.

Если стороны выполнят намерения, то с 25 октября текущего года граждане не смогут летать в РФ прямыми рейсами из Украины. А вынуждены будут либо пользоваться наземным транспортом, или использовать транзитное сообщение через Минск, Ригу, Стамбул или другие восточно-европейские аэропорты.

“Это будет неудобно, это будет дороже для пассажиров. Мы смотрели, что транзитные перелеты из Киева в Москву будут где-то на 30-40% дороже. Но мы еще не знаем, как будут себя вести те авиакомпании, которые перетянут на себя клиентов украинских и российских авиаперевозчиков. Если Аирбалтика, белорусы и поляки, те же турки начнут конкурировать, то ценовая политика может быть примерно такой же, как у наших авиакомпаний”, – говорит авиационный эксперт Александр Ланецкий, директор Friendly Avia Support.

Что же касается приобретенных пассажирами билетов на рейсы Украина-Россия с вылетом после 25 октября, то уже в ближайшие дни можно ожидать заявления украинских авиаперевозчиков относительно условий их возврата или обмена. В случае, если компании начнут обмен позднее чем за 21 день до даты вылета, пассажиры будут иметь право требовать возмещения причиненных из-за отмены рейсов убытков.

Бояться, что авиакомпании, как украинские, так и российские, не вернут деньги за отмененные перелеты, по мнению экспертов, не следует. Поскольку все они представлены на международных авиасообщениях, то не будут рисковать своей репутацией за пределами украино-российского воздушного пространства.

Компания МАУ уже сегодня, 29 сентября, сообщила, что осуществит полный возврат стоимости перевозки (за исключением сервисного сбора), если вылет был запланирован после 24 октября 2015-го. В случае транзитной перевозки через Киев в другие страны компания предоставит разрешение на использование авиабилета без участка Киев или заменит авиабилет на вылет из Минска, Риги, Вильнюса или Хельсинки без доплат. Крупнейший российский авиаперевозчик Аэрофлот уже приостановил продажу билетов на рейсы по Украине с вылетом с 25 октября и позже.

Экономические санкции в сфере авиаперевозок для украинских перевозчиков будут означать недополучение $10-30 млн в год, для россиян совокупный ущерб оценивается в $200 млн

Конфликт между Россией и Украиной в воздушном пространстве начался еще год назад, во время Майдана, и усилился после аннексии Крыма. Спрос на перелет в РФ со стороны украинских пассажиров упал, как результат, у авиаперевозчиков возникла экономическая целесообразность уменьшить количество рейсов к восточному соседу.

Кризис усилился после падения Малайзийского Боинга, который был сбит летом прошлого года в Донбассе. Тогда Россия под надуманным предлогом “обеспечения безопасности полетов” закрыла пролет над своей территорией украинским транзитным рейсам, оставив лишь возможность прямых полетов в России. С тех пор украинские рейсы с направлением на Кавказ и в Среднюю Азию должны были проходить через Турцию, за больший промежуток времени и с большими издержками для авиакомпаний.

Так что украинским авиакомпаниям еще год назад пришлось переориентировать бизнес-стратегию на другие направления. Поэтому сказать, что авиаперевозчики понесут катастрофические убытки от этих санкций, нельзя, уверяют представители авиаперевозчиков. Для украинских перевозчиков недополученные прибыли от санкций составят в среднем $10-30 млн в год, в зависимости от размера компании. Россияне от санкций потеряют гораздо больше – совокупный ущерб оценивается экспертами в $200 млн, в том числе компании Аэрофлот – около $100 млн, ведь ее перевозки в последние месяцы уже достигли показателей 2013 года, когда об обострении украинско-российских отношений еще и речи не было. Однако даже у Аэрофлота украинский поток – это максимум 5% бизнеса, делает оценку Ланецкий.

Перелеты в России сейчас осуществляются из аэропортов Киева, Одессы, Днепропетровска и Львова. Именно они, как отмечают опрошенные НВ эксперты, больше всего пострадают от этих политических противостояний. Для аэропортов, и особенно для Одесского (который обеспечивал половину всего украинского потока к России) – это потеря 15-30% пассажиропотока, а это недополучение прибылей, торможения модернизации и развития инфраструктуры.

Юристы считают, что оспорить действия России возможно, но бесперспективно. Украинские авиакомпании не нарушали законодательства РФ, а следовательно РФ введение санкций является нарушением соглашения между правительствами Украины и России о воздушном сообщении и сотрудничестве в области воздушного транспорта. Это может быть основанием для обжалования действий РФ в международной организации гражданской авиации ИКАО. Однако такое обжалование является длительным и не заставит РФ пускать самолеты в свое пространство. Кроме того, тем же соглашением о воздушном сообщении предусмотрено такое понятие как “принцип паритетности”. “То есть если Украина не пускает в свое воздушное пространство российские компании, соответственно, Россия может применять те же меры”, – утверждает специалист из авиационного права Гук.

ИсточникGloss1 октября 2015, 12:45

В центре внимания

ЗакрытьСити-гайд Gloss.ua Получай самые интересные материалы первым!
  • facebook.com
  • vk.com
  • instagram.com
  • google.com
Комментарии
дед

Новое на Gloss.ua

Рождественская барахолка: 10 причин для настоящего Куража

Рождественская барахолка: 10 причин для настоящего Куража

Куда бежать в первую очередь, чтобы покуражиться и ничего не пропустить, читайте в этом материале
Обзор ресторана венецианской кухни Сasa Nori: чувствуй себя, как дома

Обзор ресторана венецианской кухни Сasa Nori: чувствуй себя, как дома

Единственное место в Киеве, где готовят блюда северо-восточной Италии по старинным рецептам 200-летней давности
Кино – не говно: самые нестандартные фильмы декабря

Кино – не говно: самые нестандартные фильмы декабря

Альтернатива выносящей мозг попсе
Шевели мозгами: лучшие образовательные мероприятия декабря

Шевели мозгами: лучшие образовательные мероприятия декабря

Ученье – свет, а неученье – нелюбимая работа в офисе с 9 до 6. Учимся круто писать, работать с командой и общаться с налоговой