Городские сумасшедшие: видимое безумие или безумное видение? Городские сумасшедшие: видимое безумие или безумное видение?
Стиль жизни

Городские сумасшедшие: видимое безумие или безумное видение?

Марианна Коцан 28 марта, 2017, 15:00
 0

"Наш мир - волшебная дымовая завеса. Как нам толковать счастливую песнь жаворонка или крепкий аромат дикой земляники?" - эта фраза Дамы с поленом из культового сериала Твин Пикс, по моему мнению, то, что надо для начала разговора о городских сумасшедших. Жители улиц, сквотов, сумасшедших домов, обитатели чердаков и подвалов, владельцы запущенных особняков, давно потерявшиеся туристы и романтики с разбитым сердцем - городские сумасшедшие, неотъемлемая составляющая любого урбанистического пейзажа. Замечали их сквозь дымовую завесу собственного мира?

«Городские сумасшедшие» - люди с необычной манерой одеваться, выходящим за рамки привычного поведением и чем-то особенным во взгляде и манере речи. Эти живые достопримечательности города, если уж они попадают в поле зрения, остаются в воспоминаниях надолго. А в городском фольклоре прочно укореняются различные прозвища, данные таким личностям. Безумцы и эксцентрики идут по тем же улицам, что и мы, но всегда в какой-то параллельной реальности.

Все пути ведут в Рим,
но некоторые - к берегам Лыбеди

Как вообще люди становятся городскими сумасшедшими? Наверное, так как и просто сумасшедшими: кто-то внезапно, лишившись дома или пережив душевную травму, а кто-то не за один день, по шагу отдаляясь от объективной реальности. От типичных бомжей или умалишенных их отличает харизма. Харизма образа. Формируется образ городского сумасшедшего вокруг его отличительной особенности. Также возникает и прозвище. Скажем, это может быть привычка гулять со сворой собак и читать им стихи, часто собственного сочинения. Или магринального внешнего вида: многослойного, многоцветного, порой неопрятного, но достаточно специфического. Поведение и внешность выделяют их из толпы. Обычно они взаимосвязаны. А вот что является необязательной характеристикой городского сумасшедшего, так это бездомность или психические расстройства. Бывает достаточно сложно отличить такого персонажа от представителя богемы. Сontemporary art исследует грани безумия и нетипичности как никакое другое направление. Кстати, представители богемы ряды городских скитальцев пополняют с незавидной регулярностью.

"Богема" с французского дословно переводится как цыганщина и сопоставляется с эксцентричным стилем жизни людей творческих профессий, живущих в условиях нестабильных доходов. Вот эти самые нестабильные доходы - постоянный шанс обосноваться где-то в картонных ящиках на берегу Лыбеди. Как бывает у клошаров на берегу Сены в Париже. Только вот быть клошаром в Париже более романтично, чем ютиться в киевских подворотнях. Шанс выживания невелик. Хотя забавных и безобидных подкармливают сердобольные женщины и угощают сигареткой мужчины. Есть и такие представители городской безумной братии, кто извлекает пользу из своего состояния, требуя небольших сумм за фото с ними или просто попрошайничая. Такие псевдоклошары играют на публику с особым энтузиазмом. Классическим же городским сумасшедшим хватает просто внимания прохожих, а то и вовсе плевать на всех. Встречали таких? Я - достаточно часто.

Санта Джеймс, Человек-радио,
призрак Лоры Палмер и другие
герои городских улиц

Все они живут поблизости. Возможно, у них и нет домов. Разве у призраков могут быть дома? Все совпадения с реальными людьми случайны и щедро приправлены вымыслом. Но...
"Лору Палмер" лет десять назад можно было встретить на Оболони. Если говорить о возрасте, то она, скорее, «за», чем «до». Затасканные до дыр черные джинсы, вылинявшая зеленая куртка и босоножки с золотыми блестками. При этом безупречная трогательность, детская и беззащитная, с безумным взглядом и размазанной тушью. Лора Палмер, визуально напоминающая персонажа Дэвида Линча, прибегала в мир живых смотреть на арбузы, хлеб и еще что-там лежит на импровизированных прилавках у метро. Только никогда ничего не покупала. Она непременно стояла в одном и том же месте, в то же время, в своем извечном наряде (даже когда наступали холода). Что в ней такого? Ничего, кроме обряда делать все в такой последовательности. Каждый раз, когда видела ее у метро, становилось как-то радостно. Должно же что-то в этом мире оставаться неизменным?!

Метро - благодатная почва для встречи с городскими сумасшедшими. Но чаще просто психов без особенной харизмы: нервические граждане, сварливые по утрам, или мрачные подпитые личности вечером. Женщина в огромном парике и с ватой в носу и в ушах - не из таких, хотя достаточно нервическая. Вы хоть раз да встречали ее в метро. Почему вата в носу и в ушах? Может, это какая-то красивая легенда или же форма обсессивно-компульсивного синдрома. Удивительно узнать, как много людей страдают этим расстройством: те, кто постоянно моют руки, панически боятся насекомых или потенциальных разносчиков болезней, ходят в перчатках в любое время, без конца выполняют какое-то однообразное действие на поводу у своих компульсий. Обнаружив у себя девиантное поведение и во время обратившись к хорошему специалисту, можно избежать участи этой Женщины в Парике.

Человек-радио, огромный, с большими неуклюжими руками, он всегда носил с собой небольшой радиоприемник и вещал выходящим из метро последние новости с того света. Приемник, правда, был неисправен и не издавал ни звука. В основном, он рассказывал о погоде в подземном и небесном царстве для тех, кто собирается туда в ближайшее время. О политике тьмы и света, о курсе обмена валют на реке Стикс, даже реклама была какая-то. Песни тоже. Выпрашивал морковку по-корейски у бабушек, торгующих на небольшом базаре. Пока не исчез совсем.

Санта Джеймс встретился мне с другой стороны земного шара, на скамейке рядом с трифт-шопом вдоль 66 трассы в Аризоне. Санта Джеймс самым настоящим образом носил костюм Санта Клауса: красную пижаму, шапочку с белым бомбоном и всегда разные ботинки на левой и правой ногах. Так он выглядел в нестерпимую аризонскую жару и в ночной холод пустыни Мохаве. Он часто сидел на той скамейке или заходил к нам в студию с долгими вялотекущими разговорами. И каждый раз всех приглашал в итальянский ресторан, где играл вечерами на пианино. Однажды мы с коллегами все-таки решили сходить туда поужинать и посмотреть на Санта Джеймса. Но так и не решились зайти. Оказалось, заведение слишком шикарное для нас, а Джеймс там был вовсе не Санта, а гордо сидящий седовласый музыкант в опрятной красной рубашке с галстуком. Но уже через пару часов его снова можно было встретить в привычном рождественском наряде.
В целом, в Америке меньше шансов эксцентричной личности прослыть уличным сумасшедшим. Толерантность к безумцам - это часть общей толерантности к инакомыслящим, большей степенью внутренней свободы, характерной даже для жителей небольших городков консервативного толка. И первое время нам, заставшим кусочек советского прошлого, когда любая странность рассматривалась как патология, это было непривычно.

"На его месте мог быть я! Напьешься, будешь... "

Как говорят, от тюрьмы да от сумы не зарекайся. И от участи стать городским сумасшедшим тоже. Вспоминайте об этом каждый раз, когда появляется желание поднять насмех "ты-чо-странных" людей, особенно, если не знаете, кто они и какими путями попали на улицу в своих странных одеждах. Порой даже просто подвыпившему человеку нужна ваша помощь. А быть разными - это хорошо для эволюции всего человечества. И потом ведь будет, о ком рассказывать детям и внукам.