Не Винником единым: украинская эстрада, которую мы заслужили Не Винником единым: украинская эстрада, которую мы заслужили
Колонки

Не Винником единым: украинская эстрада, которую мы заслужили

Ксения Карпова 19 сентября, 2017, 11:38
 0

Маэстро счастья Олег Винник, как его называет многотысячная армия фанаток, заполнил собой все информационное пространство: всему виной участие в "Х - фактор". Но и кроме него в Украине всегда хватало исполнителей, ориентированных на массового слушателя разных возрастов: от Наташи Королевой до позврослевшей Алины Гросу и Время и Стекло. Фан-клубы последних сильны, как кремень, но и слава недолговечна.

Gloss.ua покопался в недрах соцсетей и нашел то, о чем мы было начали забывать. А зря, ведь заслужили.

Наташа Королева

Еще до всем известных событий, во времена детства и взросления многих из нас, Наташу, еще будучи в браке с Игорем Николевым, обожали наши бабушки, дедушки и даже иногда родители. Желтые тюльпаны, вестники разлуки цвета запоздалой утренней звезды помнили не только твои руки и губы, а и все застолья, которые без них не обходились. В ту же копилку воспоминаний из детства отправляется "Маленькая страна", "Мужичок с гармошкой" и "Киевский мальчишка". И если все это с натяжкой можно назвать даже милым, то как в детское время по телевизору могли показывать откровенно пошлую "Палочку-выручалочку" – не укладывается в голове. Тем не менее, Наташа и ее балет с недвусмысленными возвратно-поступательными движениями на сцене чудом прошли перестроечную цензуру и вполне уютно себя чувствовали. А заодно и прочно вошли в наше сознание: те, кто хоть раз это увидит, уже точно не забудет.

Сейчас репертуар Королевой сменился на "Я устала...", что не мешает ей собирать аншлаги на концертах в России и армию фанатов в соцсетях. На Instagram певицы подписано 600 тысяч человек: комментарии по своей эмоциональной окраске, конечно, далеки от реплик фанаток Олега Винника, но все равно имеются в ассортименте под каждым постом. К счастью, мы к этому всему уже никакого отношения не имеем.

Алина Гросу

Даже те, кто сейчас слушают только вариацию на тему инди, а из старого украинского припоминают только ранний "Бумбокс" с "Океаном Ельзи", точно, разбуди их посреди ночи, напоют "Бджілки", если очень попросить. Скрывать этот факт бесполезно. В свое время "Жу-жу-жу, я з бджілкою дружу" облетела все музыкальные каналы, а Алиночка образца 2003 года в свои 8 лет была милой и трогательной, несмотря на всю незамысловатость песни. Дальше были баллады вроде "А помнишь, мелом на асфальте рисовал": Гросу превратилась в "ванильную" 15-летнююю девочку, но в хорошем смысле этого слова. Клип к "Мелом", кстати, снял сам Алан Бадоев, поэтому он получился вполне на уровне.

Не спрашивайте "Зачем?", но сейчас Алина кардинально изменилась: из трогательной молодой девушки она превратилась в агрессивно-сексуальную исполнительницу. Образ дополняют тонкая игра слов в названиях песен в стиле "Хочу я баса", тверк и бюстгалтер вместо остальных предметов одежды. У Алины успешная карьера в России и 152 тысячи подписчиков в Instagram. В этом году она решила развиваться не только как певица: поступила на журналистику. Тоже в Москве. Не ценили "Бджілку"? Получите, распишитесь. Правда, и Киев 22-летняя украинка пока не отпустила: она иногда записывает здесь песни или участвует в съемках.

Павел Зибров

Этого усатого импозантного мужчину из 90-х забыть невозможно: он, в отличие от Винника, отучившись в киевской консерватории, выбрал для себя образ благородного ретро-джентльмена без акцента на сексуальность. "Марина, Марина, любов моя єдина", – старомодно растягивал Павел, и все Оли, Маши и Лены бальзаковского возраста мысленно меняли имена на три минуты песни. Впрочем, кроме Марин повезло еще Любам, Александрам и не только: Павел Николаевич до сих пор не изменяет ни своим усам, ни клипам в стиле "шик" конца 90-х, ни привычке называть песни женскими именами.

Армия фанатов, как для аудитории 60-летнего исполнителя, у него тоже внушительная: больше четырех тысяч друзей в Facebook, который раньше он вел довольно активно, а в последнее время подзабыл.

Михаил Поплавский

Кажется, что голос поющего ректора узнает даже йети в лесу, если ему напеть пару слов из "Крапивы". И вот, почему. Как ни крути, Михаил Михайлович – тоже своего рода феномен. Во-первых, ректор с сомнительной славой, который очень любит своих студенток, по определению не может оставаться в тени. Черный пиар, как гласит расхожая поговорка, тоже пиар. Во-вторых, практически ставшие народными песни: четкое позиционирование отлично работает. Рецепт успеха – застольная тематика: сало, борщ, варенички, семья, Украина. Приправить вышиванкой и исполнением только на украинском языке. Что еще нужно для посиделок в селе после заката? Художественная ценность клипов, отсутствие голоса и слуха, примитивная мелодия в данном случае никого не волнуют: пока хозяйка выносит из дома во двор ароматный борщ с пампушками да чесночком, мужики опрокидывают пару рюмок. Закусывают салом, пока на фоне звучит "Сало їм, на салі сплю, бо я так його люблю".

Стоит отметить, что самоирония и чувство юмора у Поплавского еще как есть: не так давно он завел эккаунт в Instagram и очень грамотно его ведет. Личные фото с рыбалки и бесхитростные советы, пиар своего вуза, фото со студентками работают: на 67-летнего ректора подписалось уже около 15 тысяч человек.

Верка Сердючка

Поющая проводница – еще одна исполнительница, которую мы не просто заслужили, а в которой действительно нуждались. Ну как без нее проводить застолья многим наших родственникам, кому тогда подпевать под действием горячительных напитков? Кто еще убедит в том, что все будет ха-ра-шо и разделит твою печаль, когда ты действительно хочешь одного – пойти в садочек и наесться червячков? Начав свою карьеру в образе Сердючки с "Юморины" и "СВ-шоу", серьезный и интеллигентный в обычной жизни Андрей Данилко продемонстрировал, что не только идеально чувствует тайные желания аудитории, но и обладает идеальным чувством юмора. Ничего не меняется уже 20 лет подряд.

Жизнерадостную Верку ценят до сих пор: несмотря на все шутки по поводу ее летнего выступления на фестивале Atlas Weekend в Киеве, желающих потанцевать под guilty pleasure музыку собралось немало. Армия фанатов Сердючки насчитывает 43 тысячи фолловеров в Instagram и 22 тысячи – в Facebook, а клипы набирают больше миллиона просмотров.

Время и Стекло

Единственный в списке пункт из другого поколения для полноты картины. Феномен дуэта Нади Дорофеевой и Алексея Завгороднего объясняется уже не телевизором, а соцсетями. Это налаженный механизм: слова из их песен цепко оседают в голове даже у солидных бизнесменов с репертуаром Григория Лепса в машине, потенциально вирусные клипы в YouTube действительно становятся вирусными, а милый образ Нади и Леши попадает прямо в сердечки главной ЦА – школьников и школьниц 7-14 лет. Можно много спорить о том, на чем растут современные дети, и "Может быть, забудем все и сбежим" – безусловно, не лучший для развития музыкального вкуса вариант, но запретами ничего не добьешься, а караван идет. И караван этот уже может похвастаться 173 миллионами просмотров на YouTube: речь об одном только "Имени 505".

Со стороны самих исполнителей этом нет ничего плохого: группа на 100% отрабатывает свой успех и не халутрит, но четко позиционирует себя, и не стесняется своего успеха у детской аудитории. На концертах – отличная шоу-программа, организованная по высшему разряду, танцы и веселье. А пространство вне сцены качественно заполняется влогами, активным ведением соцсетей и тоннами "сториз". Итог: почти 700 тысяч подписчиков в официальном сообществе "ВКонтакте" (учитывая средний возраст аудитории, выбор именно этой соцсети в качестве основной площадки закономерен) и больше двух миллионов фолловеров на двоих в Instagram.

Разумеется, подобных исполнителей гораздо больше, и от этого особо впечатлительным снобам может показаться, что нас уносит в пучину деградации и дурновкусия, а всем перспективам нашей музыки давно и бесповоротно пришел конец. Но это не так: украинская музыка и культура активно развивается. Вся шумиха вокруг Винника, Зиброва, Гросу и иже с ними крайне преувеличена. Такая музыка будет существовать всегда. В Америке это условный Джастин Бибер, в Европе хит века "Despacito", а у нас – кто угодно еще. И их аудитория тоже должна быть уважаемой и уважительно относиться к другим. Мы живем в свободной стране, демократии, где каждый имеет право делать, что хочет, смотреть, что посчитает нужным, и слушать то, от чего замирает сердце. Даже если оно замирает от "Вовчиці" – имеет на это полное сердечное право. Но – по секрету – расширить кругозор и послушать бессмертную "Let It Be" никогда не помешает.