«Каждый день я имею дело с шедеврами» – интервью с реставратором живописи Тамарой Гержан

Юлия Пержинская22 декабря 2011, 15:21Интервью   3820

Реставратор – это, можно сказать, работник невидимого фронта. Дни напролет он проводит в небольшой комнате один на один с произведениями великих мастеров, пытаясь спасти дошедшие до нас шедевры и придать им экспозиционный вид.

Мы решили познакомить тебя с одним из представителей этой достаточно редкой профессии. Тамара Гержан почти десять лет реставрирует живопись в Национальном художественном музее Украины и очень любит свою работу: за то, что та дает ей возможность делать для уникальных картин что-то хорошее, а еще – позволяет девушке постоянно находиться в эпицентре художественных событий и познавать секреты великих живописцев. Последнее, кстати, невероятно важно для нее как для художника.

Поскольку я с детства мечтала быть художником, то после школы поступила в Национальную академию изобразительного искусства и архитектуры на реставрационное отделение живописного факультета. Оно хорошо тем, что ты получаешь сразу две специальности: живопись и рисунок там изучается так же, как на живописном отделении, и, одновременно, в течение шести лет ты осваиваешь искусство реставрации.

После академии я планировала посвятить себя полностью живописи, но однокурсник уговорил меня пойти вместе с ним поработать в Национальный художественный музей Украины, где как раз нуждались в двух реставраторах. Я упиралась, говорила, что теперь я свободный художник, но Степа убедил меня, аргументируя это тем, что вместе веселее. Я подумала: ну ничего, пару месяцев можно поработать, а там видно будет. Пошла на пару месяцев, а задержалась уже почти на 10 лет!


Я полюбила и наш музей, и работу музейного реставратора. Каждый день здесь имеешь дело с шедеврами. Постепенно начинаешь чувствовать их, совершенствуешься не только как реставратор, но и как художник. Мои учителя – наши выдающиеся художники, среди которых Александр Мурашко, Николай Пимоненко, Степан Колесников, Виктор Зарецкий, Николай Глущенко, Сергей Светославский. Реставрируя их картины, а также удивительные иконы из нашего собрания, я параллельно анализирую, благодаря чему эти работы настолько прекрасны и совершенны, как мастер, это написавший, решил ту или иную задачу, шел ли он в ногу со своим временем или опережал его. А еще я соприкасаюсь не только с произведениями художников, но и с их душой, их мечтами, их болью... Постоянно ощущаю себя причастной к чему-то великому, настоящему. Поэтому время, которое я посвящаю реставрации картин в музее, я не считаю потерянным для себя как для художника. Скорее наоборот: приобретается опыт, который тяжело переоценить.

Моя работа заключается в том, чтобы не дать музейным экспонатам разрушиться, поддерживать их. Картина, икона живет своей жизнью: она дышит, в ней происходят какие-то процессы. Моя задача – сохранить то, что есть, законсервировать произведение в том состоянии, в котором оно до меня дошло. И, конечно же, в музее полотна должны иметь экспозиционный вид. Поэтому работа реставратора делится на несколько этапов: исследование (проведение визуального, а, зачастую, и лабораторного исследования и анализа); консервация (останавливается процесс разрушения); укрепление (восстановление связи между всеми слоями живописи – доской или холстом, грунтом, красочными и лаковыми слоями). Также реставратор очищает картину от поверхностных загрязнений и восполняет места утрат авторского полотна, грунта, красочного слоя. Главный принцип здесь, как и в медицине, – не навреди!
Сколько мне пришлось отреставрировать картин, я затрудняюсь сказать. Десятки, наверное, уже сотни. Просто, тут бывают очень разные случаи: на некоторые работы уходит всего день-два, а есть и такие, на которые и года мало, как, например, икона Братской Богоматери – я над ней тружусь уже второй год. Есть работы, которые мы реставрируем всем миром, то есть всем отделом реставрации (сейчас нас четверо).

Мне было очень интересно
принимать участие в подготовке выставки Николая Глущенко: там многие работы были буквально собраны по кусочкам сотрудниками нашего отдела и экспонировались впервые.
Тамара Гержан рестовратор

Тамара Гержан рестовратор


Однажды мне как реставратору довелось побывать в Чикаго.
В 2006 году в США проходила грандиозная выставка «Украинский модернизм ХХ столетия». Она имела огромный успех и с триумфом прошла в Чикаго и Нью-Йорке. Мы с моей коллегой – заведующей научно-исследовательским отделом охраны памятников (так называется реставрационный отдел в музее) Ириной Демидчук-Демчук – отвозили и подготавливали к экспозиции работы наших модернистов: Всеволода Максимовича, Федора Кричевского, Казимира Малевича, Александры Экстер, Давида Бурлюка, Виктора Пальмова, Александра Родченко и других. Поездке предшествовала длительная и нелегкая работа по реставрации их произведений сотрудниками нашего отдела. Мне было интересно увидеть Чикаго, а также наблюдать за тем, с каким восторгом принимают произведения наших художников за океаном.


Главная проблема реставраторов в нашей стране
– это отсутствие нормальных условий работы, поскольку культура в Украине плохо финансируется. В этом году нам, наконец-то, выделили деньги на бестеневые лампы, а до этого много лет реставрация проводилась при плохом освещении: от мигающих ламп глаза очень устают, иной раз выходишь вечером из музея – и все перед глазами расплывается. Еще у нас нет вытяжки, а старые картины – это и грибы, и плесень, и пыль, и работа с вредными растворителями, лаками. Нам до сих пор молоко за вредность выдают.

Музей – это волшебный мир.
Всего за несколько минут до открытия выставки реставраторы (а до недавнего времени у нас в отделе работали только девушки) в рабочей одежде, перепачканные красками, с молотками и другими «неженскими» инструментами в руках делают последние приготовления. И вот, в последний момент перед торжественным событием они, словно по взмаху волшебной палочки, из золушек превращаются в принцесс, ничем не уступающих пришедшей на открытие гламурной публике.
Тамара Гержан рестовратор

Тамара Гержан рестовратор


Как-то лет семь назад послали меня узнавать про оборудование в один магазин.
Я должна была встретиться с его директором. Прихожу, а секретарь меня просит подождать. Я сажусь, жду. Выглядывает из кабинета директор и спрашивает: «Вы ко мне?». Я говорю, что да. Он: «Подождите, ко мне сейчас реставратор из Национального музея должен прийти». «Так это я и есть», – отвечаю. «Ой, а я думал, придет бородатый дядька в очках».

С прошлого года я в музее на полставки работаю, а остальное время посвящаю творчеству.
Все-таки главная моя мечта – быть художником. И теперь я могу намного больше времени уделять тому, ради чего все начиналось. Работаю в основном маслом на холсте, использую также акрил. Вообще, не так важно, с помощью чего воплощаешь свою идею. Важно, что ты хочешь сказать, и насколько убедительно это у тебя получается. Рисую все, что хочу, ничем себя не ограничиваю, не ставлю никаких рамок – как художник я никому ничего не должна. Это просто творчество ради творчества.
Тамара Гержан рестовратор

Тамара Гержан рестовратор


Художники сейчас все делятся: те – fine art, те – contemporary art.
Я про это думать не могу и не хочу. Главное, чтобы то, что ты делаешь, было искренним и шло от сердца. Мои работы – это мечты, фантазии, сны, впечатления от путешествий. Часто на них появляются ангелы: мне хочется, чтоб хотя бы на картинах они становились видимыми. Я верю в единство материального и тонкого миров, верю – то, что мы видим, это далеко не все: нас окружает незримый мир, который иногда приоткрывается – и тогда рождаются сказки.

Я люблю сказки, легенды.
По своей природе я неисправимый романтик. Верю в чудеса, ангелов, фей, русалок. Может, это непрактично и иррационально в нашем мире, но ведь кто-то должен верить в чудеса и кто-то должен их создавать.


Моя первая персональная выставка
«Час быка» проходила в мае 2004 года в Национальной филармонии Украины. В 2008 году у меня была персональная выставка «Світовид» в Доме актера, а в 2009-м я принимала участие в творческом проекте в рамках летнего музыкального сезона в Митрополичьем саду Национального заповедника «София Киевская». Также я участвовала во многих всеукраинских выставках. Мои работы находятся в частных коллекциях Украины, США, Венгрии, Хорватии.
Тамара Гержан рестовратор

Тамара Гержан рестовратор


Еще я увлекаюсь восточными танцами.
Долго искала свой вид спорта, такой, чтобы был в удовольствие – и вот нашла. Это, конечно, скорее не спорт, а творчество, но мне очень нравится. Восточные танцы развивают гибкость, женственность, дарят энергию.

Мои любимые места в Киеве
– Пейзажная аллея, Андреевский спуск, парк Шевченко, оба ботанических сада, Днепр, липа возле исторического музея, Киево-Печерская лавра. Вообще, весь Киев люблю.
 
Как автор открыток я сейчас принимаю участие в рождественской выставке кукол и авторских открыток в Музее-мастерской Ивана Кавалеридзе (Андреевский спуск, 21, 10:00 – 17:00, пнд. выходной), которая продлится до 14 января. Ориентировочная цена моих открыток – 80 грн.

В центре внимания

Читай также

ЗакрытьСити-гайд Gloss.ua Получай самые интересные материалы первым!
  • facebook.com
  • vk.com
  • instagram.com
  • google.com
Комментарии

Новые материалы

Новые статьи

ТОП месяца

Эксперимент редакции: нальют ли бесплатно воды в жару в ресторанах Киева

Эксперимент редакции: нальют ли бесплатно воды в жару в ресторанах Киева

Milk Bar, Beef, Dogs & Tails и многие другие столичные заведения.
Почему мы хотим спасти мир, а не сидеть в офисе: как понять, что у вас кризис 25 лет

Почему мы хотим спасти мир, а не сидеть в офисе: как понять, что у вас кризис 25 лет

Рассказываем о симптомах и способах лечения относительно нового явления.
"Только не в центр!": мероприятия на День независимости для тех, кто устал от банальщины

"Только не в центр!": мероприятия на День независимости для тех, кто устал от банальщины

Лучшее, что может случиться с вами 24 августа.
Успех или провал: пешеходы, водители и эксперты высказываются о пешеходном Подоле

Успех или провал: пешеходы, водители и эксперты высказываются о пешеходном Подоле

Подводим первые итоги.
Высокая кухня: 10 лучших ресторанов Киева по версии TripAdvisor

Высокая кухня: 10 лучших ресторанов Киева по версии TripAdvisor

Их рекомендуют на самом популярном сайте для путешественников в мире.
Наверх