Интервью с коллекционером старинных платьев киевлянкой Мариной Ивановой

Ксения Литвин7 ноября 2012, 11:44Интервью   5018

«Мода – это то, что выходит из моды», - говорила Коко Шанель. Но куда же попадают вещи, которые перестают быть модными? В Музее истории Киева, который находится на улице Богдана Хмельницкого, 7, проходит выставка старинных светских нарядов и аксессуаров. Gloss встретился с ее автором – частным коллекционером с тридцатилетним стажем Мариной Ивановой.

Мое детство прошло в окружении ниток, иголок и швейных машинок. Бабушка все время заставляла меня шить и даже гулять не отпускала. Я очень обижалась тогда на нее: мои подружки гуляли, а я – что-то шила… Потом бабушка приходила, смотрела всё, и я спрашивала: «Ну что, можно мне уже идти?». А она отвечала: «Нет, теперь всё это распаривай». Сейчас я, конечно, очень за всё ей благодарна.

Позже я уже и сама преподавала крой и шитье, и у меня даже был свой театр моды. Именно там и пригодились бабушкины знания. Мне хотелось научить студентов, как нужно правильно шить. Я выворачивала одежду наизнанку, показывала швы, ведь с изнанки всё должно быть так же гладко и аккуратно, как и с лицевой стороны. Студенты шили целые комплекты, потом они выходили на подиум, демонстрировали – это было интересно и красиво.

Первыми экспонатами в моей коллекции стали две шляпы, которые остались мне опять-таки от бабушки. Вообще у меня в доме было много чего от нее: старинные швейные машинки, ножницы, платки. Изначально мне хотелось иметь свое ателье и создавать одежду. Но потом у меня появилась своя «линия» платьев, только уже немного в другом понимании.

Шитье дало мне многое: я умею держать иголку в руках и могу каждое старинное платье самостоятельно отреставрировать. Конечно, бывают очень сложные ткани, которые сыпятся, и тогда приходится советоваться с профессионалами. Но я стараюсь привести в порядок и сохранить каждое платье. Я считаю, что раз уж оно попало мне в руки, то моя задача - отреставрировать его так, чтобы оно могло еще хотя бы лет 100 служить людям, хотя бы зрительно. Я думаю, в этом моя миссия.

У меня была подруга, которая решила освободить старый сарай и сделать из него гараж для машины. Там хранились вещи ее тетки. Думаю, она не очень ее любила, так как мы разожгли костер и начали бросать туда всю обувь, перчатки, сумки, коробки из-под шляп. Но в какой-то момент я остановилась, увидев два очень красивых капора (женский головной убор, соединяющий в себе черты чепца и шляпы). Тогда я подумала, что жалко их выбрасывать, ведь таких сейчас уже не делают. Я взяла их к себе домой, почистила, привела в порядок и отнесла в театр Леси Украинки. Один у меня взяли, а второй нет, так как его нужно было реставрировать. Тогда я взяла кусочек старинного бархата, ленту и настолько аккуратно всё пришила, что многие до сих пор думают, что так оно и было.

Как и у Коко Шанель, у меня тоже всё начиналось со шляп. Отреставрированную шляпку я повесила на гвоздь в спальне. Пришла моя подруга и сказала, что у нее есть старинная сумочка, и подарила ее мне. Потом к этому комплекту мне захотелось пару перчаток. Потом появился костюм и обувь. И вот так всё и пошло – из небольшого увлечения все скопилось в довольно-таки серьезную коллекцию.

Сейчас многие вещи уже сами как-то находят меня. Есть приюты для животных, а у меня здесь приют для вещей. Люди сами приносят, отдают, дарят, потому что знают, что здесь этим вещам место.

Я сейчас уже даже не вспомню, каким было первое платье в моей коллекции. Наверное, это было голубое платье. Но оно не сочеталось с черной шляпкой, которая у меня была, и именно поэтому я продолжила поиск. Возможно, если бы эти вещи тогда подошли друг другу, я бы на этом и остановилась. Но я не могу этого сделать и до сих пор, потому что, например, есть платье, но нет к нему шляпки, есть обувь, но нет сумочки. Или вот: купила детскую колясочку – к ней нужна кукла, ведь коляска не должна стоять пустая.

Как-то в Голландии я очень долго искала антикварный рынок и вдруг наткнулась на роскошный отдел со старинными женскими вещами. И именно этот отдел оказался закрыт! Я вышла с ужасным настроением и была очень расстроена. Нам сказали, что хозяйка будет только через день. Эти два дня я почти не спала. Ведь это всё было «мое», я не хотела, чтобы оно оставалось в магазине, мне хотелось, что это всё было рядом со мной.

А на аукционе в Лондоне я как-то купила детский велосипед 1800 года. Стоил он очень дорого, но он… потерялся! Где-то полгода я переписывалась с организаторами аукциона, они говорили, что выслали его и ничем больше помочь не могут. Я уже потеряла всякую надежду, но каково же было мое удивление, когда через полгода мне написали… с Америки! И сказали, что нашли мою посылку на одном из американских складов. Почему она попала к ним – никто не знал. Чтобы получить ее, мне пришлось заплатить еще 80 долларов. Это были лишние расходы, но я с огромной радостью побежала оплачивать пересылку.

Когда еду за границу, я почти все деньги трачу на какие-нибудь приобретения. Граничная сумма – около 1000 долларов. Я обхожу два-три антикварных магазина, выписываю себе всё, что понравилось, а потом уже выбираю. Много всего хочется купить, но я все-таки себя останавливаю и смотрю, чтобы вещь была музейного формата, с уникальной работой, чтобы можно было показывать ее людям в образовательных целях.

Я стараюсь покупать платья светлых тонов. Я не очень люблю черный цвет и «траурные» платья. Мне хочется, чтобы моя выставка производила радостное впечатление. Я полагаюсь на свой вкус и покупаю то, что с удовольствием носила бы и сама.

Манекены под свои платья приходится делать самостоятельно. Раньше ведь женщины по своим параметрам отличались от современных барышень. Тогда средний рост женщин был 140-150 сантиметров, размер ноги – 31-32, и еще у них были очень узкие талии. Если присмотреться, то головные уборы, перчатки и даже мебель в домах раньше также были меньшего размера.

В прошлую эпоху женщина была создана не для работы, а для красоты. Она имела хороший вкус, и ее работой было хорошо выглядеть. Прежде всего, женщина была матерью и женой, она должна была воспитывать детей и нравиться мужу. Я показываю платья светских дам, тех, которые часто выходили в общество, имели состояние, статус и соответствовали ему.

Платья подделывают очень редко. Самые ранние мои экспонаты датируются 1800 годом. Иногда может быть, что платье сделано, например, в конце XIX века, а уже в ХХ веке на нем перекроили вытачки, пытались отрезать «хвост», чтобы убрать длину, или вставили молнию, хотя молнии появились только во времена Второй мировой войны. Но все равно по ткани видно, что это платье более раннего периода.

Коллекционирование платьев – это колоссальный труд. Легче всего поставить самовары на полку, фарфоровые тарелки или граммофоны. А за марками и монетами вообще не нужен никакой уход. А вот чтобы ухаживать за старинными платьями, нужны не только деньги, но еще и большое усердие и много времени. Их нужно постоянно реставрировать, чистить, держать в правильном температурном режиме. Летом под каждое платье я ставлю тазики с водой, потому что они не любят сухости, сырости, солнца.

Я люблю путешествовать, а вот мои платья – не очень. Моя выставка – результат нескольких лет тяжелой работы. Я 30 лет работала, чтобы один раз всё показать. Периодически нас приглашают на другие выставки, но это огромный стресс для платьев, они плохо переносят переезды.

Хотелось бы иметь свой музей, где могли бы разместиться все мои экспонаты. Вижу его большим и светлым. Я бы сделала тематические залы: кринолинов, тюрнюров, арт-деко, арт-нуво, отдельные залы по разным годам. Мне бы хотелось, чтобы каждый человек, заходя в такой музей, мог что-то вспомнить. Вероятно, все мы проживаем не одну жизнь. Наверное, мы жили в тех эпохах, иначе – откуда у меня такая любовь ко всему этому? Наверняка всё это неспроста.

В центре внимания

Читай также

ЗакрытьСити-гайд Gloss.ua Получай самые интересные материалы первым!
  • facebook.com
  • vk.com
  • instagram.com
  • google.com

Новые материалы

Обязательная программа: что смотреть и слушать на новом ГогольFest

Обязательная программа: что смотреть и слушать на новом ГогольFest

Разрешается использовать наш гид как шпаргалку.

Great American Eclipse: почему все сходят с ума по солнечному затмению

Great American Eclipse: почему все сходят с ума по солнечному затмению

Рассказываем, что было необычного в затмении 21 августа

Выходные в Sky Family Park: водная битва, городские забавы и концерт
10 самых ожидаемых фильмов второй половины 2017 года
Успех или провал: пешеходы, водители и эксперты высказываются о пешеходном Подоле
Эксперимент редакции: нальют ли бесплатно воды в жару в ресторанах Киева

Эксперимент редакции: нальют ли бесплатно воды в жару в ресторанах Киева

Milk Bar, Beef, Dogs & Tails и многие другие столичные заведения.

"Только не в центр!": мероприятия на День независимости для тех, кто устал от банальщины
6 приютов для животных в Киеве, где собаки и коты очень ждут вас

6 приютов для животных в Киеве, где собаки и коты очень ждут вас

Решайтесь и делайте добрые дела, есть хороший повод.

Не проспи август

Новые статьи

ТОП месяца

Как в Европе: 10 летних террас Киева, за которые не стыдно

Как в Европе: 10 летних террас Киева, за которые не стыдно

С них стоит брать пример.
Умные и ироничные: 15 новых Telegram-каналов

Умные и ироничные: 15 новых Telegram-каналов

Подписывайтесь, чтобы знать больше и шутить лучше.
Почему их стоит смотреть: 25 лучших фильмов века по версии The New York Times

Почему их стоит смотреть: 25 лучших фильмов века по версии The New York Times

Внушительный список, который лучше сохранить для себя.
Facebook-спор: что не так с новым памятником Анне Ахматовой в Киеве

Facebook-спор: что не так с новым памятником Анне Ахматовой в Киеве

Разбираем тему последних горячих обсуждений на просторах соцсетей.
Не проспи август: лучшие события месяца в Киеве

Не проспи август: лучшие события месяца в Киеве

Самые стоящие мероприятия августа в Киеве.
Наверх