«Живопись умерла?» спрашивают и отвечают в М17

Саша Дрик12 октября 2011, 11:21Путешествия  

В материале о том, как в Киеве ставят эксперименты над людьми, мы предположили, что проект М17Lab даст начало новым идеям и коллаборациям, которые помогут понять, есть ли место живописи в современном искусстве. Что из этого получилось?


Современных художников часто обвиняют в позерстве и, скорее, стремлении шокировать и эпатировать публику, чем удовлетворять потребность человека в прекрасном. Действительно, искусство сегодня далеко от классического удобоваримого воспроизведения действительности – ровно настолько, насколько iPad далек от калькулятора. И хотя в iPad есть такая функция, никому и в голову не придет рассматривать его только как калькулятор. Так и современное искусство: многослойно и неочевидно, полифункционально и категорично в своих суждениях.

Как картины Маши Куликовской, где ренессансный Рафаэль служит фоном для коллажа из цветных салфеток, или арт-объекты Егора Зигуры, в которых части человеческих тел формируют образы утра, дня, вечера и ночи; работы Тараса Каменного, напоминающие увеличенные ксерокопии названий магазинов, или интерактивный проект Любы Маликовой и Максима Побережского, создавших мульфильм из элементов картины маслом на холсте.

Маша Куликовская, художница:


«Мои работы – это как буддистские загадки коан – задавая вопрос, я не пытаюсь на него отвечать, потому что сама не знаю решения. Посредством наложения таких бытовых и понятных материалов, как салфетки, шторы, скатерти на изображения библейских мотивов, как привидения, проступающие через них, я задаю вопрос: «Что есть живопись? В чем ее смысл?». И хочу, чтобы мои картины провоцировали новые мысли в сознании человека, потому что процесс мышления настолько же важен, насколько результат, если не более».


Архитектор по образованию и мастер инсталляции, Маша впервые сменила привычные технику и стиль своих работ. Впервые взяв кисть в руки несколько недель назад, она создала полиптих в форме креста и дополнила его инсталляцией в виде прорисованных на креслах изображений Папы-Инквизитора с его «возлюбленной» и изображениями детей на стульях. Насквозь греховные Папа и Олимпия, по замыслу Маши, символизируют неизбежность греховности детей, которых они порождают, а изображенные на предметах мебели, они подчеркивают ставшую привычной и обыденной эту греховность, которой даже мебель пропиталась. (Признаться, желание присесть на кресла сложно побороть, что, по словам Маши, должно было быть возможным, чтобы подчеркнуть пренебрежение к героям работ. Однако, кресла выставлены на аукцион, поэтому воздержаться от акта проявления пренебрежения пришлось из любви к искусству.)

По-другому, но не менее искусно, представил свою живопись Егор Зигура, объединив под названием «Послесегодня» четыре работы, символизирующих утро, день, вечер и ночь. Егор признается, что работая над этими картинами с изображением частей человеческого тела в мягких линиях и теплых тонах, открыл для себя магию цвета.

Егор Зигура, художник:


«Как скульптор, я всегда воспринимал пространство объемным, но работая над картинами для M17Lab, открыл для себя объем цвета. Моя вторая серия, представленная здесь, - это фактически скульптурная картина или картинная скульптура, которую я воспринимаю как новый этап своего творчества и, возможно, живописи в целом. Умерла ли живопись? Ни в коем случае! Это как опера и оперетта – похожие, но такие разные и по-своему удивительные жанры искусства, существование которых только дополняет друг друга».


Мнение художника и скульптора разделяет и директор М17 Центра современного искусства Руслан Сергеевич Тарабукин, коллекционер и большой ценитель классического и современного искусства.

Руслан Сергеевич Тарабукин, директор М17 Центра современного искусства:


«Выставка «Живопись умерла?» как результат мастерских M17Lab – это культурный эксперимент, поднимающий важный для современного искусства вопрос: есть ли место живописи в современном искусстве? Формулируя его, мы обращались, в первую очередь, к молодежи: как из мира искусства, так и вне его. Предлагая скульпторам, архитекторам, создателям медиа-арта взяться за кисть, мы действительно не знали, что из этого получится. В итоге – нам впервые в Украине удалось совместить музейное пространство, современное искусство и новейшие технологии на одной площадке. Если бы живопись умерла, наша выставка не имела бы такого резонанса».


Наверное, лишним будет уточнять, что на открытии в залах М17 Центра собралось много молодежи. Как заметил Руслан Сергеевич, «молодежи не только по возрасту, но и по духу». Мы не пожалели, что пришли посмотреть первые успехи в изобразительном искусстве Егора Зигуры, Антона Ковалева и Оксаны Чугаевской, Любы Маликовой и Максима Побережского, Алексея Хорошко, Ирины Озаринской, Анны Валиевой, Анатолия Слойка, Тараса Каменного, Вероники Телятниковой, Марии Куликовской и Андрея Сидоренко. Ты не пожалеешь тоже – если не поленишься думать, рассматривая любую из представленных работ. Ведь, как уместно заметил художник Тарас Каменной в комментарии к своим работам, «разговор о живописи происходит на языке символов, абстрактных в своей конкретике, но всегда требующих умственных усилий». 

Выходя из М17 Центра, ты не сможешь пройти мимо его работ, расположенных прямо над входной дверью. Его варианты названий социальных объектов напоминают увеличенные листы А4 с распечатанным текстом, и только недорисованные три буквы в центральной работе указывают на то, что это сделано руками художника.

Тарас Каменной, художник:


«Я стремился привнести такие привычные и ничем не примечательные названия социальных объектов в художественное пространство, перенося привычные и обыденные вещи и понятия в ранг предметов искусства. Их особое расположение – над выходом из М17 Центра – будто разграничивает и одновременно объединяет выставочное пространство и социальную среду, как если бы они готовили гостя выставки к попаданию в мир за стенами музейного пространства».


Если у тебя существовала хоть какая-нибудь надежда на то, что живопись обретает новую актуальность в условиях стремительной технологизации искусства, выставка «Живопись умерла?» станет «бальзамом на душу». Потому что именно здесь триумфальное шествие живописи новой генерации можно почувствовать кожей. Нужно только чуть-чуть подумать.
1/16
2/16
3/16
4/16
5/16
6/16
7/16
8/16
9/16
10/16
11/16
12/16
13/16
14/16
15/16
16/16

Выставка продлится до 17 октября.

В центре внимания

Читай также

ЗакрытьСити-гайд Gloss.ua Получай самые интересные материалы первым!
  • facebook.com
  • vk.com
  • instagram.com
  • google.com
Комментарии

Новые материалы

План на выходные: 7 сериалов-номинантов на "Эмми", о которых вы могли не знать
Вместо тысячи слов: цена на проезд в Киеве по сравнению с другими европейскими городами
Почему нужно успеть на выставку от польских и украинских художников ART WORK в Мистецький Арсенал
Остуди свой пыл: 7 мест с самым вкусным мороженым в Киеве
От первого лица: как прошел музыкальный фестиваль Open'er в Польше

От первого лица: как прошел музыкальный фестиваль Open'er в Польше

Музыкальные фестивали - это новый черный.

Зима здесь: 10 фактов о новом сезоне «Игры престолов»

Зима здесь: 10 фактов о новом сезоне «Игры престолов»

Осторожно: в тексте есть крохотные спойлеры.

Just do it: 7 маршрутов для бега в Киеве

Just do it: 7 маршрутов для бега в Киеве

Удобная одежда, кроссовки и хорошая дорожка помогут отлично проветрить голову после рабочего дня или зарядиться энергией перед ним, а заодно и физически себя подтянуть.

Не Ryanair единым: как и почем летать из Украины по отмененным маршрутам

Не Ryanair единым: как и почем летать из Украины по отмененным маршрутам

Как добраться в города, в которые собирался летать Ryanair.

фыва

Новые статьи

ТОП месяца

Где перезарядить мозги: гид по лучшим событиям рабочей недели в Киеве

Где перезарядить мозги: гид по лучшим событиям рабочей недели в Киеве

Куда пойти после работы
ОСТОРОЖНО, ХРУПКОЕ СОСТОЯНИЕ! Почему нужно идти на новые выставки в PinchukArtCentre

ОСТОРОЖНО, ХРУПКОЕ СОСТОЯНИЕ! Почему нужно идти на новые выставки в PinchukArtCentre

Произведения Дэмиена Хёрста, Карлоса Моты, Яна Фабра и Ай Вейвея - уже достаточная причина непременно увидеть все лично
Людина людині: в Киеве раздадут 100 000 грн за лучшие социальные ролики

Людина людині: в Киеве раздадут 100 000 грн за лучшие социальные ролики

В программе мероприятия: шортлист конкурса, церемония награждения, общение с жюри и показ лучшей социальной рекламы
Не проспи июль: лучшие события месяца

Не проспи июль: лучшие события месяца

Фестивали, концерты, выставки, спектакли и пати, которые мы однозначно рекомендуем не пропустить
Время – деньги. Обзор соцсети Nimses

Время – деньги. Обзор соцсети Nimses

Хайпанем на самую обсуждаемую тему последнего времени
Наверх