Елена Мартынюк о проекте Александра Друганова "Марки"

Время и пространство может быть маркировано, как бывает стилистически маркированным предложение, - таким образом обозначается событие как знаково выделенный отрезок существования. Первая «марка» Александра Друганова увидела солнечный свет на плэнэре в Гурзуфе. Впрочем, история этого появления не является случайностью для самого художника, который видит в серии новых работ продолжение своих старых тем. Проекту «Марки» предшествовали «Повторение мать учения» (2002)  и «Впервые» (2003). Время как продолжительность и событие как невозможность в качестве последовательно развиваемых художником тем легли в смысловую канву «Марок».

Творческая персоналия Друганова многогранна, и, помимо художника, включает талантливого сценариста и рекламиста. Безусловно, стилистика его картин отвечает этому разнообразию легкостью, юмором и уорхоловской зачарованностью медийными образами. Кстати, к Друганову, как и к Уорхолу, применимо хрестоматийное определение художника современной жизни, данное Шарлем Бодлером еще в 1863 году. Если свободно перефразировать французского поэта и художественного критика, то художник современности способен дистиллировать «вечное» из преходящего, основываясь на материале городского урбанистического потока. Правда, «вечное» выходит разным у каждой из приходящих и уходящих современностей.

Друганов рассматривает марки не в качестве посредников передачи послания, а в качестве знаков, циклично маркирующих события, которых в действительности быть не могло. Беспристрастная техника принта, отсылающая к заинтересованности поп-арта массовым производством, переводит напряженность рукотворной концентрации (которая, по сути, является тоже одной их техник) в интенсивность интуитивности, чувства, близости. В проекте «Марки» эксплуатируется еще одно сделанное поп-артом открытие: исчезновение ауры приводит к увеличению авторского присутствия. К тому же, чисто формально, создание марок – это всегда работа над матрицей, предшествующая техническому воспроизведению.

Между тем, «Марки» нельзя назвать исключительно поп-артовским проектом. Например, в нем нет той эстетики минимализма с ее композиционной ясностью и геометрическими формами, которую иронично использовали в своих работах Энди Уорхол и Рой Лихтенштейн, намекая на то, что в сознании простых обывателей экзальтированные модернистические абстракции превращаются в банальные обои. Образы Друганова более хаотичны, человечны и напыщенны, к ним невозможно применить технику абстрагированного, скользящего по поверхности, взгляда. Наслоение ассоциаций превращается в игру, которой искренне наслаждается сам художник, и в которую предлагает поиграть зрителю. Он усаживает на велосипед с двумя сиденьями двоих вечно убегающих зайцев, делая погоню за невозможным доступной и эротически привлекательной (зайцы обнажены и аппетитно женственны). И посвящает эту марку юбилею украинского драматурга Мыхайла Старыцького. Словно облитые шоколадом прекрасные туземки несут на головах громадные клубничины почти так же, как персонаж картины Босха «Рай». Желание расшифровывать контексты и подтексты искушает, но все же лучше оставить эту игру тем, для кого она предназначалась – зрителям.

Что касается стилистических совпадений с поп-артом, то тут нельзя не упомянуть прием повторения, который у Друганова вписан в проект и по форме, и по содержанию. Картины симметрично разграничены на равные отрезки, напоминая марочные листы из почтового отделения. Оторванные и проштампованные марки, конечно же, воплощают время, при чем время особенное – напряженные моменты ожидания от события к событию, каковыми являются, например, получение письма и необходимость использования новой марки для ответа. Тема времени в «Марках» - одна из центральных, именно время выступает причиной и необходимостью повторения. Известно утверждение французского философа Жана Лиотара о том, что картина есть время. Мыслитель говорил, что созерцание картины выступает бесконечным процессом, ведь картина изображает то, что еще не возникло, или то, что уже не существует. Проект Александра Друганова «Марки» сообщает о том, что времени удается перехитрить сознание, когда речь идет о событие. Ведь принцип парадоксального конституирования события заключается в том, что всегда еще слишком рано или уже слишком поздно. Но так же он напоминает, что и картина является событием, а зритель, ее рассматривающий, заодно созерцает время самого созерцания.

Читай также

Известный художник Ольга Ломака посетила открытие выставки «Роскошь итальянской моды периода 1945 по 2014 год»

Закрытое мероприятие состоялось 2 апреля в музее Виктории и Альберата в Лондоне

Все, что нам нужно – это «Love is...»

С 14 по 16 февраля в городском музее «Духовные сокровища Украины» на Десятинной, 12 прошел фестиваль «Love is...» от ПРОСТО-в-МЕСТЕ

«Добрый пряник» - творить благо просто

21 декабря на несколько часов Киевский музей-аптека превратился в новогоднюю сказку для детей

Специально к корпоративному сезону! Новое банкетное меню в Шулявской Ресторации

У нас вкусно и не грустно!

Концерт групи "Брати ЧЕ"

Участь за умовами простору

Авторы «ИдиоМ» Мария Пуцкова и Марина Лысак об иллюстрациях, которые заставляют смеяться

Как рутинные вещи перерастают в арт-проект и делают этот мир веселее

В Брюсселе открылась выставка «УКРАИНА ГЛАЗАМИ ДЕТЕЙ» («UKRAINE THROUGH CHILDREN'S EYES»)

На праздничный концерт, собрались депутаты Европарламента, сотрудники учреждений Еврокомиссии, представители дипломатического корпуса

В галерее "MyGallery" открывается выставка Henkel Art.Award 2013

Организатор конкурса – компания Henkel в Центральной и Восточной Европе

CEE 2013: самая масштабная выставка электроники в Украине 14-15 сентября

Такого мероприятия в Украине пока еще не было

У Freud Hous творча зустріч з Матвієм Вайсбергом - живописцем, графіком та співзасновником ар'єргардизму

Матвій Вайсберг на художника не схожий. На сучасного художника - тим більше